Украина продолжает выяснять отношения с иностранными инвесторами, которые грозятся продолжить выяснение отношений на международной арене, пишет газета Комментарии в статье Суд оставил россиян без Запорожского алюминия.
23 мая Киевский апелляционный хозяйственный суд вновь принял решение о возвращении 68% акций Запорожского производственного алюминиевого комбината в пользу государства. Ровно год назад уже принималось решение отобрать ЗАлК у его нынешнего владельца, российского конгломерата РУСАЛ, получившего контроль над заводом в 2007 году.
Пока что повторная приватизация предприятия не объявлена, но возвращение ЗАлКа в госсобственность готовилось долго.
Управление украинским активом у РУСАЛа практически всегда было омрачено проблемами – причем обусловлены они исключительным отношением государства к предприятию.
Во-первых, с 2009-года деятельность ЗАлКа для РУСАЛа была убыточной из-за повышенных тарифов на электроэнергию, по которым комбинат вынужден был закупать ресурсы для своей работы. В 2005 году правительство отменило льготный тариф, по которому работало предприятие, и впоследствии так и не вернуло его обратно. Завод неоднократно пытался вести диалог с властями по этому вопросу. Главным аргументом «за» понижение тарифа владельцы называли гарантию выполнения инвестиционных обязательств. С 1 января прошлого года Национальная комиссия регулирования электроэнергетики вообще перевела ЗаЛК с 1-ого на 2-й класс потребления электроэнергии, из-за чего тариф стал для завода просто-таки неподъемным – 10 центов за 1 КВт. Хотя для рентабельности алюминиевого производства оптимальным считается тариф не выше 5 центов. Примечательно, что именно по такому тарифу, приближенному оптовой цене внутреннего рынка, Украина продает электроэнергию на экспорт.
К тому же, украинское государство еще и накопило перед ЗАлКом, согласно его заявлению, долги по возвращению НДС – более чем 270 млн гривен. В итоге, дело пришло к тому, что в настоящее время ЗАлК уже фактически остановлен: из пяти с половиной тысяч работников трудятся лишь шестьсот, причем четыреста из них — охранники.
Во-вторых, на предприятие одновременно с экономическим оказывался и административный прессинг, конечной целью которого на протяжении последних четырех лет было получение контроля над ЗАлКом через возвращение комбината в госсобственность.
Началось все в 2008 году с иска Генеральной прокуратуры, потребовавшей вернуть 68% акций комбината государству, обвинив собственника в неисполнении своих обязательств по договору Фонда госимущества с первоначальным покупателем.
РУСАЛ считает развернувшуюся битву незаконной и собирается бороться с Украиной уже в международных инстанциях. В частности, рассматривается вариант обращения в Международный центр рассмотрения инвестиционных споров (при Международном банке реконструкции и развития). Ситуация для Украины будет осложнена еще и тем, что вопрос о возмещении финансовых вложений РУСАЛа в отечественный комбинат, в случае его реприватизации, не поднимается в принципе.
Владимир Ващенко, основатель юридической фирмы Бугай, Ващенко и партнеры, представляющий интересы РУСАЛа в схватке с украинским государством, говорит, что последнее судебное заседание напоминало фарс. Ващенко также полагает , что реприватизация могла быть начата в интересах определенного представителя отечественного бизнеса.
«Складывается впечатление, что власть планомерно перекраивает все рынки и выталкивает тех, кто стал по каким-либо причинам неугодным. Если после перехода комбината в другие руки власть снизит ему тарифы на электроэнергию, значит именно ради нового владельца и затевался весь этот процесс», — считает Владимир Ващенко.
Как пишет издание, версию о том, что комбинат собираются передавать в руки другому инвестору, косвенно подтвердили слова запорожского губернатора, сообщившего, что в случае повторной реприватизации «реакция потенциальных инвесторов будет молниеносной».
Комментарии замечают, что поскольку мировые производители алюминия сейчас переживают нелегкие времена из-за нестабильного спроса, об их заинтересованности в этом предприятии вряд ли может идти речь. Так что в виду имеется, очевидно, именно отечественный собственник.
111