Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер считает, что в среднесрочной перспективе состав ведущих экономик мира не изменится.
«Никто не придет новый. Но вопрос в том, в каком соотношении будут старые страны Европы, и Америка, и новые страны, как Китай пока (больше никто – другим странам БРИКа еще очень далеко до этих лидеров). Я думаю, что на нашу жизнь хватит такого лидерства», — предположил он в рамках исследовательской программы Института Горшенина «Мировой финансовый рынок».
По его мнению, США в ближайшие 30 лет будут первой страной мира. С лидерством Америки связана история ее народа.
«Она пробует все новое. И каждый раз, как только это новое начинает создавать США проблемы, начинаются вопли о том, что экономика Америки уже заканчивается. И главное, что те, кто вопили, потом успокаиваются и ждут, пока можно будет вопить еще раз – через 5-7 лет. Это такие «вопилки», знаете, профессиональные», — отмечает Пасхавер.
Эксперт также считает, что Евросоюз будет существовать и дальше, поскольку очень мало людей хочет его развала. А проблема заключается в том, в какой степени европейские лидеры в состоянии принимать согласованные профилактические меры.
«Но я думаю, что европейская цивилизация обучилась этому. Будут приняты соответствующие меры», — полагает он.
Пасхавер также отметил несовершенство всеобщей демократии.
«Колоссальную роль играет жадность: вместо того, чтобы быть политическими деятелями, они (политики) стали политиканами, они начали подкармливать свои народы. Это есть недостатки всеобщей демократии. Я вам скажу, что если бы была так называемая цензовая демократия, когда голосующие ограничивались бы людьми, которые по тем или иным причинам более устойчивые — это мог быть ценз образования, ценз проживания, ценз наличия собственности — так вот, эти люди не допустили бы таких популистских политиков к власти. А всеобщая демократия привела к такому состоянию. Я, например, совершенно не исключаю, что лет через 30-40 опять будет среднего ценза демократия», — считает эксперт.
Говоря о кризисе, он отметил, что каждый кризис — это нарушение динамического баланса мировой финансовой системы. Он напомнил, что их было десятка полтора только в прошлом столетии.
«И я не вижу никакой принципиальной разницы прошедших кризисов с тем, который мы сейчас наблюдаем. Вернее, не кризисом, а последействием после кризиса. Ничего необычного», — сказал эксперт.
«Я могу сравнить все эти кризисы с противодействием наступательного и оборонительного оружия. В основе развития финансовой системы – создание новых инструментов и путей обогащения и обольщения людей, поскольку финансовой системой движет жадность. Существует система регулирования, то есть — все началось с того, когда начали выпускать лет 300 тому назад необеспеченные «бумажки» во Франции, и потом люди разорялись. То же самое делается и сейчас. Созданы новые инструменты, они нерегулировано нарушили баланс мировой экономики. Я не вижу, почему это состояние чем-то отличается от предыдущих, поэтому у меня нет ощущения, что это что-то принципиально другое, предвещает какой-то конец», — считает Пасхавер.
«Смысл того, что произошло, заключается в том, что в результате изобретательности финансовых игроков собственники денег не в состоянии были оценить риски. Это было самое главное, что создало эти проблемы. И я думаю, что сейчас будут созданы новые правила, при которых собственник денег, куда бы он их ни вкладывал, мог лучше оценить риски», — считает Пасхавер.
1053