В Европе снова заговорили о парламентских выборах в Украине. В проекте резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы по Украине содержится требование внести изменения в закон о выборах народных депутатов относительно снижения проходного барьера. ПАСЕ также требует отказаться от запрета на участие в выборах политическим блокам партий.
Эти требования практически невыполнимы с точки зрения парламентского большинства.
«Что касается участия в выборах избирательных блоков, то это абсолютно противоречит избирательной стратегии Партии регионов и ее союзников. Это будет на пользу оппозиции, поэтому я сильно сомневаюсь, что подобные инициативы найдут отклик в Верховной Раде. В снижении избирательного барьера заинтересован Владимир Литвин, некоторые депутаты от НУ-НС, представители малорейтинговых партий, в частности «Нашей Украины». Но это никак не соответствует интересам большей части депутатского корпуса, включая Партию регионов. Если «Сильная Украина» будет участвовать в выборах как самостоятельная политическая сила, если надо будет ей помочь преодолеть избирательный барьер, тогда может быть ВР согласится. Рейтинг «Сильной Украины» близок к 5%. На сегодня все ведущие политические силы преодолевают или имеют хорошие шансы преодолеть избирательный барьер. Судьба всех остальных партий под вопросом, их рейтинг намного ниже 5%», — отмечает в комментарии «Экономическим новостям» директор Центра политического анализа «Пента» Владимир Фесенко.
«С другой стороны, от снижения барьера может выиграть не только власть, но и оппозиция. Если снижать проходной барьер, это замедлит объединительные процессы в оппозиции, усилятся раздоры. Это еще больше распорошит электорат. Но все равно принципиально на расклад сил не повлияет», — добавил политолог.
По его мнению, власть может пойти на изменение закона о выборах. Однако менять будут не те нормы, которые требует ПАСЕ.
«Власть будет менять другие нормы. Особенно те, в которых были реальные уступки оппозиции. А уступок было очень много. В частности, из закона была убрана норма о возможности снятия депутатов-мажоритарщиков в процессе избирательной кампании. Если эту норму в закон вернуть, то тогда вся конструкция с едиными кандидатами-мажоритарщиками от оппозиции окажется под очень сильным ударом. Оппозиции также пошли на уступки в нормах о формировании избирательных комиссий, возможности голосования на дому и т.д.», — говорит Фесенко.
Он также обращает внимание, что норма закона, позволяющая баллотироваться одновременно и по списку партии, и по мажоритарному округу является миной замедленного действия. Она выгодна как оппозиции, так и власти. Но она противоречит решению Конституционного Суда.
«Попытки внести изменения в закон о выборах могут быть. Это резко усилит нервозность и конфликтность избирательной кампании. И может даже привести к срыву выборов. Эту технологию полностью исключать нельзя. Но тогда сама ситуация с выборами окажется под большим вопросом. Если во время избирательной кампании или накануне будут внесены изменения в закон о выборах, которые не будут признаны оппозицией, тогда с высокой степенью вероятности можно сказать, что еще до завершения избирательного процесса эти выборы не будут признаны. И они могут стать поводом для серьезного политического конфликта в стране. Однако если предлагаемые изменения не будут задевать интересы ключевых игроков, то они могут пройти», — допускает политолог.
«В зависимости от того, какие законодательные инициативы будет вносить Партия регионов, можно будет оценивать вероятность их прохождения. Надо понимать, что степень управляемости Верховной Радой ближе к выборам снизится. Полностью подконтрольного большинства не будет. Когда будет идти речь о законопроектах, не задевающих конкретно никаких политических сил, они будут приняты. А когда речь зайдет об избирательных интересах, могут возникнуть противоречия даже внутри парламентского большинства», — резюмировал Фесенко.
Мария Чиренко
4782