Гарань: Провокация войны самоубийственна для Ахмадинеджада

На Среднем Востоке снова неспокойно. Начался очередной виток противостояния Ирана с Западом. Риторика традиционна — США и ЕС обвиняют Тегеран в разработке ядерного оружия, иранские власти, со своей стороны, настаивают на мирном характере ядерной программы и критикуют экспансию США.  

 

Запад пока ведет борьбу дипломатическими и экономическими методами — периодически вводя новые санкции и ужесточая предыдущие. Накануне министры иностранных дел стран-членов ЕС приняли новые санкции в отношении нефтяной отрасли Ирана и Центробанка Ирана, через который в страну поступают средства от продажи углеводородов. Нефтяное эмбарго станет серьезным ударом по экономике страны, поскольку на нефтедоллары приходится почти половина бюджетных поступлений. Кроме того, Иран занимает второе в мире место по добыче нефти среди стран ОПЕК. И санкции уже привели к росту стоимости нефти на мировом рынке.

 

В последние месяцы одним из главных козырей иранского руководства был Ормузский пролив, соединяющий Персидский залив и Аравийское море, и через который осуществляется около трети мирового экспорта нефти. Тегеран все чаще грозится перекрыть в нем навигацию, если появится угроза национальной безопасности. Одной из таких угроз являются «нефтяные» санкции. Но пока иранское руководство называет их «психологической войной».

 

В ответ США направил эскадру своих  авианосцев к Аравийскому морю, во главе с атомным авианосцем Abraham Lincoln, в окресности Ирана. Глава Пентагона Леон Панетта уже пообещал не допустить блокирования Ормузского пролива. 

 

«Это еще одна граница, которую нельзя переходить. Мы в силах ответить на это», – заявил он.

 

Тегеран на удивление спокойно отреагировал на появление авианосцев. Командующий Корпуса стражей исламской революции Хосейн Салами заявил, что Иран не считает планы США разместить в Персидском заливе эскадру ВМС «чем-то новым», так как американцы постоянно присутствуют в регионе. 

 

На первый взгляд Вашингтон уже готов к наступлению и ждет только очередной провокации иранского президента Махмуда Ахмадинеджада. Но на самом деле все не так очевидно.

 

«Конфликт может возникнуть в случае, если Иран начнет блокаду Ормузского пролива. С другой стороны, нынешнее руководство Ирана склонно к авантюрным  заявлениям. Если оно почувствует, что теряет власть в стране, потому что там тоже есть оппозиция, то тогда возможны такие авантюрные действия. Попытка спровоцировать вооруженный конфликт будет для иранского руководства самоубийственной. С военной точки зрения Иран проигрывает, а это будет политическим ударом по нынешнему руководству страны. Поэтому одно дело для  Ахмадинеджада делать громкие заявления и поддерживать терроризм за пределами страны, а другое дело ввязаться в конфликт с США и их союзниками», — отмечает в комментарии «Экономическим новостям» научный директор Школы политической аналитики НаУКМА Алексей Гарань.

 

Сложности в возможном военном конфликте есть не только для Ирана, но и для Вашингтона. Тем более, что в США фактически стартовала президентская избирательная кампания. Действующий глава государства Барак Обама заявил о намерении баллотироваться на второй срок. Его рейтинг продолжает падать на фоне экономического кризиса. Не помогает даже вывод войск из Ирана и Афганистана. Поэтому начало новой военной кампании избиратели вряд ли одобрят.

 

«Начать военные акции против Ирана очень сложно для Обамы. Это вызовет критику. Хотя понятно, что ядерная программа Ирана несет угрозу не только США и Израилю, но и всем близлежащим странам, в том числе и России. Но если США пойдут на военную операцию, то это будет трактоваться как проявление американского империализма. А если это будет ответом на блокаду Ираном Ормузского пролива, тогда это будет оправдано и смягчит волну критики. Это будет логично, поскольку блокада Ормузского пролива угрожает безопасности Европы и не только», — говорит политолог.

 

Иран находится в непростой ситуации. У Тегерана есть только формальные союзники, которые не окажут военную поддержку. По мнению Гараня, ряд стран, в частности некоторые арабские государства, Россия и Китай могут просто осудить действия Запада в случае конфликта. Но реально на сторону Ирана никто не станет, разве что террористические организации, такие как ХАМАС, Хезболла.

 

В то же время эксперт выразил надежду, что конфликта удастся избежать. А если нет, то он будет ограниченным.

 

«Есть санкции. Иран может попытаться на них как-то ответить. Если он ответит блокадой Ормузского пролива, то тогда возможен ограниченный военный конфликт, который выльется в бомбардировку иранских сил в районе Ормузского пролива. Думаю, что у иранского руководства хватит благоразумия не провоцировать такое развитие событий», — резюмировал Гарань.

 

 

Мария Чиренко

5087