Газопроводы снова в центре внимания. На этот раз «Южный поток». ОАО «Газпром» путем невероятных усилий все-таки смог добиться разрешения Турции на прокладку газопровода по дну Черного моря по ее экономической территории.
Данный газопровод, как и «Северный поток», будет построен в обход Украины, что, на первый взгляд, чрезвычайно невыгодно нашей стране. Однако Украина может спать спокойно.
«Надо разобраться насколько документ носит окончательный характер. Во-первых, потому что на примере нефтепровода Бургас-Александруполис видно, что когда Россия с Болгарией подписала соответствующие соглашения, Болгария их позже разорвала. Во-вторых, Турция — не самое большое препятствие на пути создания «Южного потока», а скорее наоборот — самый мелкий барьер», — пояснил в комментарии «Экономическим новостям» ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.
«Намного больший барьер — третий энергетический пакет, который ограничивает инвестиции со стороны таких монополистов, как «Газпром» в энергетическую инфраструктуру Евросоюза. Второй барьер — то, что ЕС, несмотря на то что некоторые его страны подписывают рамочные соглашения о строительстве «Южного потока», проводит политику уменьшения зависимости от российского газа, в первую очередь, за счет строительства LNG-терминалов и развития газопроводных проектов южного коридора, в который входит газопровод «Набукко» и другие проекты. Именно эти проекты для Евросоюза являются приоритетными», — сказал эксперт.
Омельченко также добавил, что важным фактором является и чрезвычайная затратность «Южного потока», ведь он является самым дорогим проектом в истории мировой газовой промышленности и будет стоить больше 20 млрд долл.
«Южный поток» сориентирован на рынок стран южной Европы. Государства, формирующие эти рынки, пребывают в очень глубокой экономической депрессии. Вряд ли там будет расти потребление газа и очень сомнительно, что они смогут найти такие средства на реализацию проекта», — отмечает эксперт.
«Проблем у проекта более, чем достаточно. И, ни в коем случае, его нельзя связывать с включением «Газпрома» в наш газотранспортный консорциум, поскольку в инвестиционной программе самого «Газпрома» уже заложены средства на подготовительные работы для строительства «Южного потока» — около 10 млрд долл. Это абсолютный приоритет «Газпрома». Поэтому, будет консорциум или нет, Россия будет стремиться построить «Южный поток», — подчеркнул Омельченко.
В действиях России все предсказуемо — газ остается главным инструментом геополитической игры. Других серьезных «крючков» для Европы Кремль пока найти не может или не хочет.
Мария Чиренко
202