Погребинский: Режим Путина получил знак конца

Результаты выборов в России спровоцировали массовые акции протеста. На улицы вышли сначала сотни, потом тысячи, потом десятки тысяч человек. Многие политики и эксперты начали проводить аналогии с Оранжевой революцией в Украине в 2004 году.

Директор института глобальных стратегий Вадим Карасев в эфире «Большой политики» на телеканале «Интер» выразил предположение, что бархатная революция в России не исключена.

«По меркам европейской демократической страны результат «Единой России» феноменален. Но проблема в том, что политическая система России держится только на харизме и рейтинге лидера. Вторая проблема: в Москве вышли 3 тысячи человек. В Лондоне выходит 100 тысяч, в Греции под миллион. Но там устои государства не подвержены колебаниям. Это не опасно с точки зрения государственности. А поскольку в России все держится на лояльности к лидеру и вертикали власти, любое понижение означает, что режим начинает сыпаться. Проблема не только в среднем классе, но и в олигархах. Олигархи сейчас недовольны. С их точки зрения миссия Путина быть посредником между ними и Западом, потому что олигархи вмонтированы в западную финансовую систему. Если западные лидеры будут устраивать Путину абструкцию, то такой президент олигархам не нужен. Понятно, что Путин выиграет президентские выборы. Но что это даст? С точки зрения динамики и перспективы это ничего не даст. Он на какое-то время затормозит распад политического режима. Это не конец эпохи Путина, это конец путинской модели», — сказал Карасев.

По словам политолога, в Украине в 2004 году был раскол элит, был лидер, под которого формировалась оппозиция и недовольные, а в России этого нет. И достаточно символично, что протесты произошли в те дни, когда 20 лет назад распался Советский Союз.

«Это вторая смерть СССР. В 1991 году он умер как геополитическая стратегическая реальность, но продолжвал жить в постсоветских государствах, в сознании, вертикалях, коррупции, олигархии и т.д. Советский Союз убит в сознании. Общество начинает выходить и брать на себя миссию толкать страну в Европу», — считает Карасев.

Директор Киевского центр политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский напротив, считает, что в России угрозы бархатной революции нет.

«Если бы сейчас в России были абсолютно демократические выборы, ни Немцов, ни Навальный, ни либералы не получили бы там большинства. А выиграла бы партия, которая была бы создана под эти выборы — Сильная Россия. Она еще не создана, но была бы создана. И тогда нам бы всем в Украине было очень тяжело. Поэтому слава Богу, что там не очень демократические выборы, что там есть политическая сила, которая контролирует то общество, которое будет выбирать национализм, русских фашистов. Нет сомнений, что там были фальсификации, российская власть получила знак, что жизнь дальше будет иной. Надо посочувствовать и русским, и нашим. Россия переживает тяжелое время. Тот режим, который был выстроен под Путина, получил знак конца. Это не конец, но маловероятно, что Путин придет на два срока. Этот срок — будет последния для Путина, он будет вынужден считаться с реальностью. А реальность такова, что нужно готовить хоть какую-то политическую конкуренцию, которая бы вытесняла фашистов и давала возможность выжить постпутинской системе… Ошибки стоит учесть… Путину надо было раньше готовить систему к возвращению. Он оказался перед фактом — надо прийти и быстро что-то менять. Появилась задача политической модернизации, к которой они не готовы», — убежден политолог.

Карасев, в свою очередь заметил, что украинская власть сможет избежать протестов, если будет вести страну в Европу, иначе за нее это сделает общество. Но в данном случае будущее Украины много будет зависеть именно от событий в России.

«В Украине успех демократизации и европеизации зависит от России. Ветер дует из Кремля. Как только демократизация пойдет из Москвы, для Украины открывается новая возмможность для решения фундаментальных задач своей европейской идентичности и стать европейской страной вместе с Россией», — подчеркнул он.

845