Накануне, 4 декабря, в России прошли выборы в Государственную Думу. Все было чинно и красиво, безо всякой интриги. Правящая «Единая Россия» может праздновать победу. Тем более, если верить президенту РФ Дмитрию Медведеву, победа была честной. Согласно официальным данным, по итогам подсчета 95,71% бюллетеней, «ЕР» набирает 49,54% голосов.
Официальные результаты вроде бы хороши. Но все познается в сравнении, которое не в пользу партии власти. Если все-таки поверить данным российского Центризбиркома, то «ЕР» выборы, по сути, проиграла, ведь у нее уже не будет конституционного большинства в нижней палате. При самом положительном раскладе партия власти получит довольно шаткое простое большинство.
Однако результаты во многих регионах в европейской части России заставляют сомневаться в заявлениях Медведева. Так, явка в Чечне составила 99,5%. В Ростовской, Воронежской и Свердловской областях явка была существенно выше 100%. Сознательность граждан превышает все разумные пределы.
«Для «Единой России» это не просто проигрыш, это катастрофа. Если учесть информацию из Интернета и слова независимых наблюдателей о масштабах фальсификаций, то «ЕР» набрала бы не больше 30%. Это показывает, что со времен прошлых выборов (2007 г.; «ЕР» — 64,30% — ред.) уровень поддержки населением государственной политики серьезно упал. И это в сравнении с фальсифицированными результатами. В России есть серьезный кризис доверия общества к власти. Можно четко утверждать, что курс государства, который проводился в последнее время, не находит достаточно активной поддержки населения. Значит, этот курс надо менять», — подчеркнул в комментарии «Экономическим новостям» директор Украинского института публичной политики Виктор Чумак.
Выборы в Думу являются своего рода репетицией предстоящих в марте 2012 года президентских выборов. «Единая Россия» уже выдвинула своего кандидата. Им стал лидер партии, действующий премьер-министр Владимир Путин. И если проецировать результаты «ЕР», то с появления Путина в публичной политике в 1999 году, это один из самых низких показателей поддержки его действий.
«Все равно 30% это высокий уровень доверия. Другое дело, что в России нет альтернативных лиц. Альтернативному политическому проекту и личности, которые могут составить серьезную конкуренцию Путину, просто не дадут развиться. В постсоветских странах сейчас телевизионная демократия — кого больше в телевизоре, тот и выигрывает. Еще 12 лет (президент РФ избирается на 6 лет не более двух сроков подряд — ред.) Украине надо строить государственную политику исходя из сегодняшних реалий», — отмечает эксперт.
А так как конституционного большинства партия власти лишилась, Медведев уже констатировал, что «ЕР» вынуждена будет искать партнеров для создания коалиции. Наибольшие шансы объединиться с Либерально-демократической партией. Несмотря на заявления и поведение своего эксцентричного лидера Владимира Жириновского, фракция ЛДПР довольно последовательно поддерживала курс главной партии и правительства. Судя по предварительным результатам, союз с либеральными демократами не даст устойчивого конституционного большинства. Его могут обеспечить только «оппоненты» — КПРФ и «Справедливая Россия». Но опять же, по сути, партнер по коалиции не настолько важен.
«Без разницы с кем объединяться. Там партии являются или квазиоппозицией или имеют позицию, практически солидарную с «Единой Россией». Они просто строили свою избирательную кампанию на альтернативе. И основной курс государственной политики не будет меняться и будет поддерживаться этими партиями. Глупо было бы объединяться с коммунистами. Выбор не очень большой», — говорит Чумак.
Оценивая масштабы фальсификаций, невольно вспоминается ноябрь 2004 года в Украине. Наибольшая явка, по оценкам международных экспертов, составила 127% в одном из районов Донецкой области. Но российский Ростов, пожалуй, поставил антирекорд постсоветского пространства — 146%. И если украинцы отреагировали на искажение их воли, то Кремль, по мнению политолога, может спать спокойно. «Майдан» не грозит ни Москве, ни Ростову, ни Воронежу…
«Глубоко сомневаюсь, что народ выйдет протестовать. У народа вытравили протестный потенциал. Нет и лидерского потенциала. Глубокое недоверие народа к политике не позволяет реализовывать протестный потенциал», — резюмировал Чумак.
В России право голоса по состоянию на 1 июля 2011 года составляет 109 млн 983 тыс. 274 человека. Из них, если верить данным ЦИК РФ, половина избирателей не поддерживают курс «Единой России». И эта половина будет сидеть на кухнях и возмущаться узурпацией власти тандемом, а поменять ситуацию не захочет. Отговорка будет стандартная: «Я что — самый крайний?!»
Мария Чиренко
355