Депутаты «убьют» финансовые пирамиды

 

Украинские чиновники приняли решение всерьез заняться финансовыми пирамидами в стране. Однако законопроект, который они разработали в связи с этим, не сильно напугает «отца» финансовых пирамид Сергея Мавроди.

 

Профильный комитет парламента получил на рассмотрение законопроект №9476 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения электронных денег и предотвращения создания финансовых пирамид». 

 

Впервые представленный документ четко определяет, что такое финансовая пирамида и какая ответственность за ведение такого вида деятельности.

 

По мнению руководителя аналитического департамента ИГ «ТАСК» Андрея Шевчишина, исходя из данной дефиниции можно сформировать законодательную базу и ограничивать подобную деятельность. Но с развитием средств телекоммуникации растет количество финансовых пирамид, в которых финансовые операции и привлечение участников происходит через сеть Интернет.

 

Главной же особенностью таких структур является возможность для получателя средств оставаться анонимным. По утверждению аналитика, финансовыми пирамидами являются также большинство хайп-проектов, которые по своей организации похожи на инвестиционные фонды с очень высокой доходностью. Таким образом, предлагаемый документ хоть и дал определение, которое ограничит деятельность пирамид, однако не совсем ясно, как это повлияет на интернет-пирамиды с серверами за границей и свободное хождение интернет-платежей. При этом анонимность получателя средств существенно затрудняет возможность его поиска и наказания.

 

В то же время экономист ИГ «Арт Капитал» Олег Иванец считает, что главная проблема Украины – не отсутствии необходимых законов, а полное пренебрежение ими. «Вероятно, на мелкие преступления и единичные случаи финансового мошенничества этот закон сможет повлиять, однако на крупные системные нарушения, в том числе и на фондовом рынке – вряд ли», — заявляет эксперт. Кроме того, доказать факт финансового мошенничества в украинских реалиях практически невозможно.

 

Поддерживает коллегу  старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь, напоминая пример с тем же основателем АО «МММ» Сергеем Мавроди, который отсидел в тюрьме по статье «Мошенничество». Следовательно, законодательные нормы для привлечения мошенников к ответственности существуют, но применять их на практике, судя по всему, правоохранительные органы не спешат.

 

В то  же время обсуждаемый законопроект №9476 своим появлением обязан как раз новому творению Мавроди — МММ-2011. Как считает руководитель проектов Kreston GCG Александр Куксин, в нынешнем виде законопроект способен стать эффективным инструментом в борьбе с классическими финансовыми пирамидами вроде МММ образца 1994 г., но бессилен в отношении электронных пирамид.

 

«МММ-2011 кардинально отличается от прежнего творения Мавроди. Новая пирамида основана на электронных деньгах, которые впервые вводятся в законодательство обсуждаемым законопроектом»,—рассказывает эксперт. В то же время МММ-2011 нигде юридически не зарегистрирована (как и подобает электронной пирамиде), а также, по заявлениям организатора, средства вкладчиков не переходят в его собственность, а хранятся на их собственных счетах или счетах посредников — так называемых «тысячников», «миллионников» и так далее. «К слову, счета — также анонимные, электронные. И, наверное, самое главное то, что Мавроди открыто предупреждает, что МММ-2011 — финансовая пирамида со всеми вытекающими для вкладчика последствиями», — предупреждает эксперт.

 

Следовательно, МММ-2011 обходит практически все пункты нового законопроекта. Например, Сергей Мавроди заявляет о создании пирамиды, однако открыто не призывает делать вклады, более того — официально средства вкладчиков не будут ему доступны. Электронная пирамида не относится ни к банковской структуре, ни к финансовому учреждению, ни к участнику фондового рынка. МММ-2011 едва ли попадает под категорию какого-либо мошенничества, а его размеры практически невозможно юридически доказать. Таким образом, новый законодательный документ будет разбит новым проектом Сергея Мавроди в пух и прах, считает господин Куксин.

 

О том, что законопроект не доработан, говорят и другие юристы. По мнению cтаршего юриста международной юридической группы AstapovLawyers Юлии Яшенковой, под действие документа автоматически подпадает деятельность кредитных союзов, которые обладают многими из предусмотренных в законопроекте признаков финансовых пирамид. А, к примеру, если руководствоваться положениями закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», то действия определенного ряда банков в период финансового кризиса 2008 г., а также в последующий стабилизационный период необходимо рассматривать как «умышленно направленные на создание финансовых пирамид». Так, речь идет о рекламе депозитных программ банков, имеющих невыплаченные задолженности. Правда, в этих случаях такое понимание, судя по всему, недалеко от истины.

 

К числу признаков финансовых пирамид юрист предлагает отнести уровень доходности, значительно превышающий среднерыночный. «Этот признак, конечно, в значительной мере условный. Однако доход от вклада в размере, скажем, 25% годовых заслуживает внимания правоохранительных органов на предмет источника его выплаты»,— считает госпожа Яшенкова. Кроме того, необходимо установить правило, по которому право вкладчика на возвращение финансового актива либо получение дохода по нему осуществляется не из чистого дохода, а за счет привлеченных финансовых активов.

 

По мнению адвоката ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Евгения Соловьева, логично было бы предусмотреть ответственность не только для создателей финансовой пирамиды, но и для лиц, которые занимаются участием в ее развитии, популяризацией и вовлечением в ее деятельность вкладчиков. Для эффективности борьбы с данным явлением было бы целесообразно не ограничиваться внесением изменений лишь в один закон и Уголовный кодекс. «Думаю, что среди прочего имеет смысл внести изменения в законодательство о рекламе с целью недопущения популяризации финансовых пирамид среди населения», — уверен юрист.

 

При этом, сетует управляющий партнер LCF LAW GROUP Анна Огречук, невозможно предусмотреть все возможные варианты финансовых махинаций, подпадающих под определение пирамид. А вот право государственных регуляторов расширять или сужать содержание данного термина подзаконными актами вполне может привести к нарушению прав и интересов, как добросовестных предпринимателей, так и граждан, предупреждает юрист.

 

Все без исключения эксперты уверены, что причиной успеха финансовых пирамид в большинстве случаев является не столько аморальность ее «идейных вдохновителей» и даже не низкий уровень жизни населения, сколько жадность людей.

 

Руслан Кисляк

 

1028