В народе все больше зреют протестные настроения. Все началось с принятия в сентябре в первом чтении закона о выполнении судебных решений, которым фактически отменялись льготы для 17 категорий граждан. Власть как всегда недооценила потенциал народного гнева, по всей видимости, воспринимая льготников исключительно как немощных пенсионеров и инвалидов. Но на улицы вышли чернобыльцы и ветераны афганцы. И вышли не просто помахать флагами под райадминистрациями. Несколько тысяч человек пришли под здание Верховной Рады и митинг перерос в штурм. И пока «Беркут» отбивал Раду от воинов-интернационалистов депутаты трусливо отсиживались в буфете и туалете. Позднее возле парламента появился высокий забор, который затем неоднократно ломали, потом восстанавливали, а потом снова ломали и т.д.
Но 15 ноября наша недальновидная власть получила буквально удар в спину. Взбунтовался верный тыл Виктора Януковича и Партии регионов — Донецк. Чернобыльцы после акции протеста возле Донецкого областного Управления Пенсионного фонда разбили палаточный городок и объявили голодовку. Голодали постоянно около 30 человек. Тех, кому становилось плохо, сменяли другие протестующие ликвидаторы. Вполне естественно, что власть была недовольна и в ночь! с 24 на 25 ноября Донецкий окружной административный суд запретил чернобыльцам проводить акцию протеста в связи с угрозой теракта. Участников акции утром с решением суда ознакомили, но разгонять не стали.
Наверное милиция надеялась, что ликвидаторы уйдут сами. Надежды не оправдались. Уже в воскресенье, 27 ноября, в 19:00 правоохранители ворвались в палаточный городок, силой демонтировали палатки. Милиция буквально топтала людей и без жертв не обошлось. После демонтажа основной палатки протестовавшему 69-летнему Геннадию Коноплеву стало плохо. Он скончался в карете «скорой». Различные причастные к трагедии ведомства начали перекладывать вину за смерть пенсионера друг на друга. Янукович выразил соболезнования семье погибшего и поручил Генпрокуратуре расследовать инцидент. Накануне досталось и зданию Донецкой облгосадминистрации, которое брали штурмом пенсионеры с вилами и лопатами.
Для нынешней власти смерть на их малой родине еще больше усугубила электоральный кризис. Так почему столь масштабная акция произошла в Донецке, где большинство голосовало за Януковича по принципу «он свой, а значит плохо не сделает»?
«Эта власть агрессивна по отношению ко всем гражданам независимо от региона проживания и направлена на обогащение своих олигархических кланов. Если для большинства регионов, которые голосовали за альтернативных Януковичу кандидатов, это было ожидаемо, то для Востока и Юга — это фактически прозрение. Они до конца не осознавали насколько эта власть бандократическая и антигуманная. Поэтому и акции прошли намного более драматично. Мы увидели, что для правоохранительных органов, которые по идее должны защищать граждан, могут издеваться над людьми и готовы не только избить, но и убить. И очень жаль, что глаза у простых жителей Донбасса открылись только после трагедии», — сказал народный депутат от «НУ-НС» Олесь Доний в комментарии «Экономическим новостям».
«В Донецке тоже накопился взрывоопасный материал. И этот трагический инцидент, возможно, был случайностью. Но в чем-то он наверное закономерный. Наши правоохранительные органы привыкли особо не обращать внимание на людей вокруг. В рамках таких жестких физических противостояний, которые происходили последние месяцы, рано или поздно что-то подобное могло произойти. Вот и произошло. Эта трагедия вызвала острую эмоциональную реакцию, и уже ее пытаются использовать в Киеве. Здесь надо быть очень осторожными и властям, и правоохранительным органам. Нельзя допускать повторение подобных инцидентов, иначе это печально закончится для власти, или может привести к эскалации насилия с обеих сторон. Это относится и к протестующим, потому что во время одного из штурмов Верховной Рады ударили кастетом одного из милиционеров. Власть должна сделать выводы. А правоохранительные органы, по крайней мере, должны сделать поправку на недопустимость таких инцидентов и действовать исключительно в рамках закона, минимизировав применение насилия», — подчеркнул в комментарии «ЭН» директор Центра политического анализа «Пента» Владимир Фесенко.
Депеутат Доний со своей стороны отметил, что подобная трагедия в других странах привела бы, как минимум, к отставке министра внутренних дел, а то и вовсе к досрочным выборам президента. Украинское руководство поступит традиционно — найдет «сержанта-стрелочника», и на этом все закончится.
Политлог Фесенко, в то же время, не считает, что смерть чернобыльца не была целенаправленным убийством. А жестокость правоохранительной была скорее фоновой.
Украинская оппозиция, независимо от цветовой гаммы, традиционно примыкает к любым акциям протеста против власти. Иногда на словах с экранов телевизоров, иногда приходит на митинг с партийными флагами. До этого кричали о постоянном ухудшении здоровья Юлии Тимошенко и Юрия Луценко. Да кричали так громко, что уже начинало казаться, что большей части свободных оппозиционеров наплевать на своих лидеров. Все их лозунги имели общую платформу — «чем хуже, тем лучше». Ведь тяжелейшие диагнозы Тимошенко и Луценко дают хоть какой-то призрачный шанс попасть в парламент на выборах 2012 года. Теперь основное внимание переключилось на чернобыльцев и танцы на костях продолжились. Один из лидеров «Батьківщини» Александр Турчинов уже заявил, что поддерживает акцию в Донецке. Более того, по его мнению, это позволит объединить оппозицию.
С этой точкой зрения согласен и Доний, заявивший, что оппозиция уже постепенно начинает объединяться.
По мнению Фесенко, заявление Турчинова является обычным пиаром, поскольку никто не уточняет способов поддержки. Да и заявления эти появляются не сразу после начала акции, а когда страсти накаляются до предела.
Стоит отметить, что более конкретно подошел к вопросу поддержки будущий главный радикал страны Олег Ляшко. Он приехал в лагерь к протестующим и присоединился к голодовке. Однако эпатажного депутата хватило только на неделю. Он посетовал, что дочка со слезами на глазах умоляла его перестать голодовать, а отказать плачущему ребенку он не в силах.
Вполне естественно, что после смерти чернобыльца возобновились разговоры о возможности массовых акций протеста по всей стране и повторения Майдана-2004.
«Чувство опасности для граждан должно побуждать к объединению, в первую очередь, общество против антинародной власти. Акции протеста будут проходить и дальше. Главное — сделать невозможным дальнейшую эскалацию со стороны власти и дальнейших избиений и убийств. Поэтому акции общества носят защитный характер. Понятно, что для того, чтобы защищать свои здоровье и жизнь, необходимо проводить более многочисленные акции и согласовывать действия гражданских организаций и политических партий», — сказал нунсовец.
«Трагедия в Донецке может стать искрой. Если бы что-то подобное произошло на Западной Украине, взрыв был бы неизбежен с большой цепной реакцией. Но это случилось на Востоке. Часть людей недовольны и доведены до отчаяния, но в целом регион к революции не готов. И значительная часть украинского общества не дозрела до участия в массовых акциях протеста. Но произошедшее повлияет на общий характер эмоциональных отношений между властью и обществом. Это будет означать усиление градуса нетерпимости», — уверен Фесенко.
Но есть еще и другие прогнозы. Ряд экспертов полагают, что следующая революция произойдет в Украине в ближайший год, и она не будет мирной, как в 2004 году. С нынешней властью жертвы неизбежны. Конечно, не все прогнозы сбываются. И очень хочется надеяться, что кровавой революции в Украине больше не будет.
И как тут не вспомнить древнекитайское почти проклятье злейшему врагу: «Желаю тебе жить в эпоху перемен».
Мария Чиренко
741