Эксперт: «Северный поток» не оставит украинскую трубу без газа

Сегодня, 8 ноября, Россия и Германия торжественно запустили газопровод «Северный поток». Президент РФ Дмитрий Медведев и канцлер ФРГ Ангела Меркель перерезали ленточку, и транзит стартовал. 

 

По словам ведущего эксперта энергетических программ Центра Разумкова Сергея Дяченко, это событие было формальным, так как проект по сути уже работает.

 

«Для «Газпрома» запуск «Северного потока» является позитивным, поскольку дает возможность контролировать больший объем транзита. Это удача для «Газпрома», в первую очередь, в развитии энергетических отношений с Германией. С точки зрения диферсификации источников поставки газа также является «плюсом». Но нельзя сказать, что «Газпром» сможет продвинуться в решении вопросов в Европе, которые сейчас ему решить не удается. Это связано с прямым выходом на европейские рынки, чего «Газпром» давно хотел, решение вопросов с продвижением «Южного потока» и контролем над газораспределительными системами», — сказал эксперт в комментарии «Экономическим новостям». 

 

Новый газопровод, по словам эксперта, не станет причиной экономической или политической зависимости Европы от России.

 

«Европа зависит от России в первую очередь в поставках газа. О транспортировке речь не идет. Украинская труба не уменьшилась в объеме, и при необходимости можно вернуть прежние объемы транспортировки через нашу гтс. Зависимость Европы заключается только в том, что контракты на транспортировку заключаются напрямую с «Газпромом». Нельзя сказать, что усилится политическая или экономическая зависимость европейских стран от России. Тем более, что это совместный проект, и европейцы принимали в нем активное участие. Технологический нюанс пуска «Северного потока» и чисто гипотетического запуска «Южного потока» заключается в том, что у «Газпрома» появится больше возможностей для маневрирования резервами. По подсчетам аналитиков, у «Газпрома» будет больше возможностей для индивидуального отключения стран от газа в случае необходимости», — отмечает Дяченко.

 

«Северный поток» теоретически является конкурентом газотранспортной системы Украины. Но не все так критично, как кажется на первый взгляд, и у нашей гтс есть все возможности удержаться среди ведущих транзитеров голубого топлива.

 

«Для Украины это «минус», поскольку уйдут объемы транспортированного газа. Когда «Северный поток» будет запущен полностью, то объемы транспортировки по нашей трубе снизятся на 20-30 млрд кубометров. Сейчас Украина транспортирует в районе 100 млрд кубометров в год. После запуска всего проекта «Северный поток» мы получим где-то 70-80 млрд кубометров. Средства от транзита 20-30 млрд кубометров составляют мизерную долю в сравнении с объемами годового ВВП. Даже если мы потеряем весь транзит, то экономической катастрофы не произойдет», — считает эксперт. 

 

«Здесь есть и масса технологических нюансов. Для Украины 60 млрд кубов — минимальный порог объема, меньше которого возникнут проблемы с рентабельностью работы гтс и обеспечением газом Украины. Нам придется разворачивать систему на реверс, чтобы обеспечить свои потребности в газе, как во время последнего газового кризиса, когда гтс разворачивали на реверс для обеспечения газом восточных областей страны. Если снизят объемы меньше 60 млрд кубов, то придется что-то решать. Возможно, придется увеличивать ставку транзита для рентабельности трубы», — говорит эксперт.

 

Однако динамика поставок российского газа в Европу пока не совсем понятна.

 

«Неизвестно, каким образом будут компенсировать закрытие атомных электростанций. Декларируется, что это все будет делаться за счет энергетики возобновляемых источников. Эта энергетика требует резервных мощностей, а это гидроэнергетика, ресурсы которой ограничены  и тепловая энергетика на газу. развитие энергии возобновляемых источников, как заместителя, все равно потребует увеличения поставок газа. Объемы поставок газа в Европу будут увеличиваться, но пока нельзя спрогнозировать их объемы. Поэтому, если объемы поставок газа будут увеличиваться, то это частично компенсирует потери объемов от введения в эксплуатацию «Северного потока», — отметил Дяченко. 

 

«При любых раскладах потребность в украинской гтс не отпадет. Подводный газопровод («Северный поток» и «Южный поток» — ред.) — вещь опасная. Если случится авария, то в значительном количестве случаев это ремонту не подлежит. И уйдет много времени на возобновление работы после аварии. Украинская гтс — очень надежная система, аналогов которой нет и все это понимают. Тем более, что ЕС она очень удобна. Необходимо разумно распорядится гтс при вхождении в европейское энергетическое сообщество. Европейцы сейчас делают единый контур и наши газохранилища могли бы в этом вопросе пригодиться с точки зрения введения в единую транспортную систему Европы. Для нас было бы лучше, если бы европейцы перешли от системы заключения единого контракта на поставку и транспортировку с «Газпромом» на разделение, чтобы Европа заключала контракт на транспортировку с нами», — резюмировал эксперт энергетических программ Центра Разумкова Сергей Дяченко в комментарии ЭН.

 

Мария Чиренко

577