Украина перекроет доступ России в ВТО из-за «Северного потока»

 

Сегодня, 8 ноября, открывается первая ветка газопровода «Северный поток». И это открытие в корне изменит экономическое состояние Украины, а также пошатнет устойчивое положение в газовых переговорах.

 

В церемонии открытия газопровода приняли участие президент России Дмитрий Медведев, канцлер Германии Ангела Меркель, премьер-министр Франции Франсуа Фийон, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте и еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. 

 

«Северный поток» во вторник, 8 ноября, попал в число наиболее популярных запросов поисковой системы Google.

 

Магистральный газопровод «Северный поток» (Nord Stream) связывает Россию и Германию, проходит по территории России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. По проекту, газопровод состоит из двух ниток протяженностью 1,22 тысячи км. Пропускная способность — 27,5 млрд кубометров газа в год каждая. По нему будет идти газ с Южно-Русского месторождения. Оператором и владельцем является «Газпром». Морской участок проходит по дну Балтийского моря от бухты Портовая (около Выборга) до побережья Германии в районе Грайфсвальда.

 

Для строительства и эксплуатации газопровода создана компания «Норд Стрим АГ». «Газпрому» принадлежит 51% проекта. Двум германским компаниям E.ON Ruhrgas AG и Wintershall Holding GmbH — по 15,5%, французской компании GDF SUEZ — 9%, столько же голландской компании N.V. Nederlandse Gasunie.

 

Проект «Северный поток» обрел очертания реального в 2005 году, когда президент Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер подписали в Берлине соглашение о его строительстве, напоминает Deutsche Welle. Все это позволяет утверждать, что «Северный поток» — одно из детищ нынешнего российского премьера.

 

В 2005 году декларировалось, что газопровод позволит обеспечить растущий спрос на газ в Европе и при этом решить проблему с ненадежными транзитерами — Украиной и Белоруссией. (Труба пройдет минуя территории этих стран). Путин и Шредер, который теперь занимает пост председателя комитета акционеров оператора проекта Nord Stream, в сентябре этого года присутствовали на техническом запуске «Северного потока» в Выборге. И тогда Владимир Путин в ответ на вопрос «Коммерсанта» о судьбе транзита газа через Украину ответил: «Украина — наш давний партнер. У каждой страны, которая обладает эксклюзивным положением в поставках энергоресурсов, есть искушение попользоваться своим эксклюзивным положением. Теперь этот эксклюзив исчезает, и я надеюсь, что наши отношения будут строиться на рыночной основе».

 

Изначально инвестиции в «Северный поток» был оценены на уровне 6 млн евро, однако в 2008 году стало известно, что придется потратить примерно на 1,5 млрд евро больше — из-за проведенных экологических исследований. На сегодняшний день в проект вложено 7,4 млрд евро. 

 

На акционеров в этой сумме приходится 30% (пропорционально долям в проекте). Остальные средства привлечены от кредиторов в виде проектного финансирования. Вторая ветка еще строится, она будет введена в строй в конце 2012 года. Инвестиции удастся вернуть через 14–15 лет, заявлял ранее Russia Today управляющий директор Nord Stream Маттиас Варниг.

 

Сроки окупаемости будут гораздо выше и составят примерно 20 лет, полагает Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy. «Сейчас ведется строительство второй ветки, на нее контрактов не существует. И все время, размахивая флагами, у нас утверждают, что будет третья, четвертая нитка. На что все германские энергетические компании сказали дружно «нет, нам не нужны новые нитки». И госпожа Меркель объяснила Медведеву, что у них нет такого объема потребления газа, — говорит эксперт BFM.ru. — Я хочу напомнить, как, например, Бельгия отказалась получать газ из «Северного потока», объявив, что она рассчитывает получать газ из Франции с нового терминала в Дюнкерке. И серьезного повышения объемов газа по «Северному потоку» я не жду. Если только Украину не заставят отказаться от транзита в Европу».

 

В трубу летят украинские миллионы и российский билет в ВТО

 

С появлением первой очереди «Северного потока» Украина уже в 2012 году потеряет 10–15 млрд кубометров транзита, или 350–400 млн долларов, с открытием второй ветки [намечено на октябрь-2012] «Северного потока» потери удвоятся — примерно до 30 млрд кубометров, или 700–800 млн долларов в год, подсчитал для BFM.ru ведущий эксперт энергетических программ Центра им. А. Разумкова в Киеве Владимир Омельченко. «Но они не являются критическими для газотранспортной системы Украины», — уверен он.

 

Тем не менее, для Украины ввод в строй «Северного потока» оказался некстати. Событие происходит во время продолжающихся переговоров по цене российского газа. И хотя Омельченко замечает, что больше, чем через территорию Украины, российский газ не будет поставляться ни через какие другие страны в ближайшие 10–15 лет. И хотя эксперт утверждает, что Украина по-прежнему остается «ведущей транзитной державой Европы», The Financial Times пишет, что запуск первой ветки значительно укрепляет позиции России в этих переговорах.

 

Накануне запуска «Северного потока» официальный Киев выступил с новым заявлением. Украинский телеканал «Новин 24» сообщил со ссылкой на первого вице-премьера и министра экономического развития и торговли Украины Андрея Клюева, что Киев может отозвать данное в 2008 году согласие на вступление России в ВТО, если Москва не снизит цену на газ: «Мы этот вопрос рассматриваем. И вы знаете, что такой рычаг мы применяем в переговорном процессе с Россией по изменению условий контракта поставок газа в Украину». Ранее Клюев заявлял о том, что готовятся изменения к действующему контракту или новый контракт, в котором цены на российский газ будут «существенно ниже», чем нынешние 414 долларов за 1 тысячу кубометров (с учетом скидки). Европейские страны получают российский газ на границе по 320–360 долларов, отмечает «Новин 24».

 

«Это заявление скорее эмоциональное и направлено на слабые нервы российского руководства, — полагает Омельченко. — Оснований под этим не стоит никаких. Украина не сможет использовать этот козырь, чтобы воспрепятствовать вступлению России в ВТО, как не использовала возможность подачи иска в Международный арбитраж [в сентябре этого года президент Украины Виктор Янукович заявлял о том, что все документы для этого поданы — BFM.ru]. Руководство Украины не склонно к жестким действиям и пытается договориться [с Россией] кулуарно. И сохранить позитивные отношения».

 

В числе стран, которые могут пострадать от «Северного потока», значится и Польша. Во всяком случае, страна неоднократно выражала опасения по поводу строительства этого газопровода. В 2005 году президент Польши Александр Квасьневский назвал «пакт Путина–Шредера плохим с точки зрения экологии и слабым с экономической и политической точек зрения». А депутаты польского сейма приняли заявление о том, что строительство газопровода «угрожает безопасности и независимости Польши». Ранее Польша указывала на то, что строительство газопровода заблокирует доступ к двум польским портам — крупные суда не смогут проплыть над трубой. Это, в свою очередь, ставило под угрозу поставки в строящийся газовый порт в Свиноуйсьце. Польская Gazeta Wyborcza писала о том, что планы строительства газопровода Nord Stream будут угрожать проходу судов с осадкой 13,5 метра и указывала, что Польша неоднократно обращалась к государствам, причастным к строительству «Северного потока», с требованием изменить проект.

 

В транзите Польшу не ждут критические потери, уверен Михаил Крутихин: «Для Польши это сокращение не критично. Польша уже сейчас переводит часть своих закупок на Германию. Она потребляет часть газа, который транзитом через ее территорию следует из России в Германию, по договоренности с Германией. И выигрывает на каждой тысяче кубометров примерно 45 долларов, поскольку в Германии газ дешевле, чем в России».

 

Тем не менее, накануне нефтегазовая государственная Polskie Górnictwo Naftowe i Gazownictwo (PGNIG) официально объявила о том, что начала подготовку к процессу в международном арбитраже в Стокгольме. Компания обратилась в арбитраж с целью добиться от «Газпрома» и ООО «Газпром Экспорт» изменения действующих цен на газ. PGNIG, правда, не исключает того, что она отзовет иск, если «Газпром» все же снизит цены на газ. В польском импорте газа поставки из России составляют 70%.

 

Яна Милюкова

 

389