Уже в ближайшем будущем российские биржи будут работать практически без перерывов. На сегодняшний день валютные торги ведутся до 19:00 мск.
В 2011 году ММВБ, основным акционером которой является Банк России, продлила валютные торги до 19:00 мск. Сейчас ММВБ находится в процессе объединения с другой крупнейшей российской биржей — РТС, на одной из площадок которой (FORTS) производные инструменты (в основном, фьючерсы) уже торгуются до 23:00 мск.
«Сейчас обсуждаем с ММВБ возможность продления торгов до 23 часов как по иностранной валюте, так и по ценным бумагам», — сообщил заместитель председателя Банка России Сергей Швецов на Международном форуме по рублевым расчетам.
Одна из причин продления торговой сессии — разрыв во времени между торгами в РФ и Европе, которая, в отличие от нас перешла на зимнее время.
Но это не самая важная причина. Россия постепенно движется в сторону круглосуточных торгов с перерывами, утверждает Евгений Данкевич, председатель совета директоров брокерского дома «Открытие». «Другое дело, что не стоит торговать круглосуточно всем подряд, торговать надо валютой и наиболее ликвидными российскими акциями, например, «Газпромом» и Сбербанком», — считает Данкевич. Правда, он уточняет, дело не только в продлении торговой сессии: важно, как именно будут проходить расчеты по сделкам в связи с продлением торгов.
Биржа и брокеры живут с оборотов клиентов. «Чем больше длительность торгов, тем больше оборот. Чем больше обороты, тем больше комиссии. Хотя эта связь не носит характер прямой пропорциональности», — отмечает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк.
Перерыв на ночь в торгах на российских биржах приводит к тому, что утренние торги часто начинаются гэпом — провалом в цене бумаг на фоне тех событий, которые происходят в мире, когда наши биржи не работают, а торги идут на площадках Америки, отмечает портфельный управляющий УК «Ронин Траст» Иван Гуминов.
По его мнению, продление торгов до 23 часов позволит нивелировать разницу в цене на российские бумаги, сложившуюся на 18 часов мск и на открытие торгов следующего утра в 10 часов. «Если мировые биржи падают, то и наши бумаги будут падать до 23 часов по Москве, и разрыв в цене утром не будет столь суров», — отмечает эксперт.
Руководитель аналитического отдела группы компаний Broco Алексей Матросов подтверждает: «Во время американской торговой сессии часто выходят важные данные, вызывающие сильные колебания цен акций в момент, когда фондовые биржи России уже закрыты. Вследствие этого образовываются ценовые разрывы на следующий день, когда биржи начинают работу. Кроме того, продление сессии даст возможность инвесторам, исходя из данных на американской сессии, вовремя распорядиться своими бумагами. Ведь сейчас, даже если ты видишь, что на американском рынке что-то происходит, ни продать, ни купить бумаги в России после 6–7 вечера ты уже не можешь, жди до утра».
Однако надо учесть, что продление торгов приводит к росту затрат брокеров, предупреждает Михаил Королюк. По его словам, брокерам придется нанимать дополнительную рабочую силу, так как «первая смена», начинающая работу за час до открытия торгов на бирже, то есть в 9 часов утра, не сможет работать до 23 часов.
В мире есть биржи, которые работают 7 дней в неделю и круглосуточно: например, электронная торговая система Чикагской биржи деривативов, отмечает вице-президент Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи Михаил Темниченко.
Но просто взять и перенести технологию работы международной биржи на российскую почву нельзя — это будет означать резкое увеличение нагрузки на каждого сотрудника. «При этом увеличивается не только нагрузка на торгующих на бирже: это и бэк-офис, рассчитывающий сделки, и аналитики», — говорит Темниченко.
«Чтобы вечерняя смена не работала в полном составе, вечернюю сессию, например, можно причислить к сессии завтрашнего торгового дня. В таком случае и расчеты по ней, и цены бумаг тоже будут считаться завтрашними», — предлагает Евгений Данкевич.
«На мой взгляд, ситуация такова: для биржи увеличение длительности торгов имеет смысл с финансовой точки зрения, так как рост ее комиссии превысит ее затраты. Для брокеров же, наоборот, — это лишняя головная боль, затраты больше, чем дополнительная комиссия», — считает Королюк.
Елена Гостева
342