В контексте вопроса для обсуждения «энергоэффективность или энергорасточительство» в Украине, прежде всего, стоит обратить внимание на действующие положения украинского законодательства.
Базовым документом в сфере энергоэффективности и энергосбережения является Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года, одобренная распоряжением Кабинета Министров от 1 марта 2006 года № 145-р.
Вот несколько цифр и фактов, приведенных в этой Стратегии.
Уровень энергетической зависимости Украины от поставок органического топлива находится в пределах среднеевропейского (в 2004 году он составлял 60,7% от потребности — Авт.). Однако характеризуется такая зависимость отсутствием источников диверсификации поставок энергоносителей, и, прежде всего, природного газа. Следовательно, рациональное его использование — обязательное условие для продвижения по пути уменьшения энергетической зависимости страны.
Что же происходит у нас на деле?
В 2005 году Украина потребила 76,4 млрд м3 природного газа, из них 20,5 млрд м3 газа собственной добычи и 55,9 млрд м3 — импортируемого.
На производственно-технологические нужды с учетом потерь при транспортировке ушло 9,0 млрд м3. Собственное потребление внутри страны составило 66,9 млрд м3. Около половины этого количества пошло на нужды теплоснабжения — 15,3 млрд м3 было использовано для производства тепловой и электрической энергии на ТЭС и 18 млрд м3 было потреблено населением (количество газа, использованного для приготовления пищи, ничтожно мало по сравнению с объемами для отопления).
Жилищный сектор является основным потребителем тепловой энергии — около 44% от произведенных объемов. А основное топливо для ее производства (около 80%) — это природный газ.
Кроме того, в последнее время в Украине широко внедряются системы индивидуального газового отопления квартир в многоквартирных домах. Таким образом, эти потребители газа относятся к категории «население».
О катастрофическом уровне потерь тепла на объектах потребления у нас не знает только совершенно не опытный человек. В Энергетической стратегии черным по белому написано, что мероприятия по утеплению домов позволят снизить уровень потребления энергии почти в два раза.
Для сравнения: по прогнозам, приведенным в этой же стратегии, замена существующих котлов малой мощности с КПД около 70% на современные (с КПД 95%) позволит сократить годовое потребление природного газа более чем на 200 млн м3. Это с 15 миллиардов!
Однако среди основных путей решения проблемы энергосбережения термомодернизация жилых домов не значится. Среди таких путей, определенных базовым документом в сфере энергоэффективности и энергосбережения, есть многое:
— совершенствование законодательства и создание новых стандартов;
— внедрение обязательной статистической отчетности и государственной экспертизы по энергосбережению;
— создание единого механизма государственного контроля и адекватной юридической ответственности за неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов.
Только вот реальных мер для реальной двойной экономии энергоресурсов крупнейшим их потребителем почему-то нет. Конечно, это больше похоже на парадокс, но, к сожалению, является объективной реальностью сегодняшней Украины.
Вообще, Украина за последние 5-6 лет стремительными темпами приобретала вторичность в европейских энергетических делах, как благодаря политике дискредитации ее со стороны восточного соседа, так и в первую очередь, благодаря близорукости и коррумпированности правительств, сменявших друг друга в калейдоскопической режиме, соревнуясь за контроль над финансовыми потоками в интересах тех или иных кланово-олигархических группировок.
Как следствие Украина оказалась на обочине европейских процессов и на пороге полномасштабной энергетической войны. Энергетической войны, развязанной в первую очередь Россией, которую, кстати, трудно в чем-то обвинить — она защищает свои национальные интересы и пытается реализовать свой потенциал, как оборонительный, так и энергетический.
Однако место Украины в этом сценарии не определено и расчитывать на союзников не стоит так как, когда начинается настоящая борьба, каждая страна прежде всего защищает свои интересы. Учитывая это, Украине в своей будущей энергетической политике важно руководствоваться принципом малых шагов, направленных на достижение скромных успехов, которые могли бы объяснить дееспособность государства и способствовать восстановлению доверия партнеров.
Если украинская власть и дальше будет игнорировать и медлить с реформами экономики и энергетического сектора, то Украина может потерять контроль над ГТС, минимизируются нефтетранзитные функции, окончательно деградирует нефтеперерабатывающая отрасль, распадется единая энергосистема, состоится инкорпоратизация в промышленно-финансовые группы энергетических активов и произойдет фрагментация энергетических комплексов .
Победа куется в тылу и для ее обеспечения нужно быть прежде всего независимыми внутри собственного государства — иметь диверсифицированные источники энергоресурсов и эффективную систему энергосбережения.
Сегодня одних деклараций от власти недостаточно. Правительство докладывает об увеличении добычи угля на 20 миллионов тонн, но чтобы его перевезти надо дополнительно 15 тысяч вагонов. А где их взять, если 90% произведенных в Украине вагонов продаются в Россию?
Энергетический вопрос — это вопрос национальной безопасности, и он должен решаться в комплексе. Но для этого нужна система и желание каждого человека, чтобы собственные и государственные средства не вылетали в трубу. Если же не остановить существующее сегодня энергетическое расточительство, все мероприятия будут напоминать попытки наполнить бассейн при помощи решета. А этого делать не советовали еще наши предки.
Игорь Лиски бизнесмен, экономист, политик
671