Ученые решили глубже взглянуть на взаимосвязь в мировой экономике, и для этого было проведено исследование, по итогам которого специалисты пришли к выводу, что мировой экономикой управляет «суперкорпорация».
Специалисты университета в Цюрихе выполнили математический анализ связей 43 тысяч транснациональных корпораций и пришли к ужасающему выводу: миром правит одна гигантская «суперкорпорация». Именно она «дергает за ниточки» всемирной экономики.
Чтобы смоделировать образ глобальной корпоративной системы, эксперты обработали гигантский массив данных, отражающих отношения собственности между крупнейшими транснациональными корпорациями, пишет New Scientist.
«Реальность настолько сложна, что мы должны были отойти от догм, будь то теории заговора или теории свободного рынка. Наш анализ основан на реальных данных», — рассказал автор исследования, теоретик комплексных систем Джеймс Глаттфельдер.
Предыдущие исследования показали, что сравнительно небольшая группа компаний и банков владеет львиной долей мирового «экономического пирога», от которого всем остальным остаются лишь крохи. Однако эти исследования упустили из виду косвенные взаимосвязи — отношения корпораций с дочерними и аффилированными компаниями.
Отсортировав 37 млн компаний и инвесторов по всему миру, представленных в базе данных Orbis С от 2007 года, команда ученых из Цюриха отобрала 43060 компаний, принадлежащих транснациональным корпорациям, и выявила их общие активы.
Была выстроена модель распределения экономического влияния ТНК путем контроля одних компаний над другими: владение фондами, участие в прибыли и т.п.
Ученые обнаружили ядро из 1318 компаний, связи которых с другими сложно назвать иначе как кровосмесительными. У каждой из этих 1318 обнаружились теснейшие взаимосвязи с двумя или более другими компаниями (среднее количество аффилированных партнеров оказалось равно 20).
И хотя официальные доходы этих корпораций едва превышают 20% от общемировой операционной выручки, через свои фирмы-сателлиты они фактически владеют большинством мировых компаний, работающих в секторе «реальной» экономики. Таким образом, в щупальцах корпоративных монстров сосредоточены более 60% общемировых доходов.
Продолжив распутывать обширную паутину собственности, команда ученых установила, что большинство финансовых цепочек идут в направлении «суперанклава» из 147 компаний. Их активы пересекаются друг с другом, фактически являясь общей собственностью, что обеспечивает этому негласному финансовому конгломерату контроль за 40% глобального корпоративного богатства.
Исследователи отмечают, что протесты против глобального капитализма, развернувшиеся по всему миру под лозунгом «Захвати Уолл-стрит» — очевидная реакция на власть корпораций.
Но результаты проведенного исследователями анализа совершенно не сходятся с заявлениями демонстрантов, протестующих против «денежных мешков» с Уолл-cтрит. Ученым кажется маловероятным, что корпорации, чья власть лежит в основе мировой экономики, могут обладать реальной политической властью — они представляют слишком много разнонаправленных интересов.
617