Энергетика: Итоги 12 октября

Мировые цены на нефть снижаются в ходе торгов среды, 12 октября, на прогнозах экспертов о росте коммерческих запасов сырья на оптовых складах США за минувшую неделю, а также опасениях уменьшения спроса в Европе после негативных итогов голосования в парламенте Словакии.

 

Стоимость ноябрьских фьючерсов на американскую легкую нефть марки WTI (Light Sweet Crude Oil) на торгах в Нью-Йорке по состоянию на 08.25 Киева снизилась на $0,35, или на 0,41% — до $85,46 за баррель.

 

Цена ноябрьских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent опустилась на $0,04, или на 0,04% — до $110,69 за баррель.

 

По прогнозам аналитиков, запасы нефти на складах США выросли на неделю на 800 тысяч баррелей, в то время как запасы горючего практически не изменились и составили 213,7 миллиона баррелей. Рост запасов сырья у крупнейшей мировой экономики может свидетельствовать о замедлении ее роста.

 

Также с негативом были восприняты новости из Словакии, парламент которой в ночь на среду заблокировал расширение полномочий Европейского фонда финансовой стабильности и отправил в отставку правительство Иветы Радичовой. Решение о расширении полномочий ЕФФС было согласовано лидерами стран еврозоны в июле текущего года. Соответствующие поправки в национальное законодательство внесли 16 из 17 стран еврозоны.

 

«Усугубление долгового кризиса в Европе ставит под сомнение потребность региона в прежнем количестве ресурса», — считает управляющий директор Commodity Broking Services Pty в Сиднее Джонатан Барратт, чей комментарий приводит агентство Bloomberg.

 

«Черное золото» на торгах вторника подорожало.

 

Официальная цена нефти Brent на электронной товарной бирже InterContinental Exchange Futures Europe (IСE Futures Europe) по итогам торгов 11 октября 2011г. повысилась на $1,78 и составила $110,73 за баррель.

 

Официальная цена нефти WTI (Light Sweet) на срочной товарной бирже New York Mercantile Exchange (NYMEX) в Нью-Йорке по итогам торгов 11 октября 2011г. повысилась на $0,40 и составила $85,81 за баррель.

 

Кто кому уступил в российско-китайских переговорах о ценах на нефть, так и осталось неясным.

 

Как бы ни хотела Россия от Китая инноваций, дело все равно сводится к нефти и газу. Так можно резюмировать итоги первого дня официального визита премьера Владимира Путина в Китай. Там он успел провести переговоры со своим коллегой из Поднебесной и даже блеснуть знанием китайского языка. В Белом доме клянутся, что нынешний визит запланирован еще с лета, и то, что первая зарубежная поездка ВВП после заявленного желания идти в президенты пришлась именно на Китай, — чистая случайность.

 

Но, так или иначе, Путина в Пекине встречали с большой помпой. Колонны солдат почетного караула возникали из фирменного пекинского смога и шествовали мимо журналистов в Дом народных собраний на площади Таньаньмэнь — высокопоставленного гостя решили встретить парадом три сотни военных в холле дворца. Владимир Путин прибыл в несвойственной ему манере — без опозданий. Свиту премьера возглавляли его замы Игорь Сечин и Александр Жуков. Оба прилетели еще накануне, и Сечин уже успел провести предварительные переговоры по ценам на российские энергоносители для Китая, который никак не хотел оплачивать транзит российской нефти от Сковородина до границы и на этом основании самовольно делал себе скидку до $13 c барреля. Кроме того, Москва никак не может договориться с Пекином о цене поставок газа в будущем — разрыв в ожиданиях составляет до ста долларов!

 

Путина встречал его китайский коллега Вень Цзябао. Завидев российскую делегацию, оркестр грянул российский гимн, а глава почетного караула, угрожающе салютуя шашкой, пригласил премьеров принять парад. Отказать в такой просьбе было сложно — премьеры прошли вдоль строя разномастных китайских военных, а затем удалились на переговоры.

 

России и Китаю удалось выстроить стратегическое партнерство, открыл диалог Вень Цзябао.

 

«В политической и гуманитарной сферах у нас нет никаких проблем», — согласился Путин. А торгово-экономические вопросы, по его словам, решаются прагматично.

 

«Кто продает — хочет продать подороже, кто покупает — хочет купить подешевле», — популярно объяснил ВВП. Но России и Китаю, по его словам, всегда удавалось найти компромисс. О достижении которого Сечин и объявил по итогам переговоров. Но «в граммах не взвесил» — ограничился заявлением, что по цене на нефть договорились «принципиально», а скоро все документы будут подписаны. При этом осталось непонятно, кто кому и сколько уступил. «Это рыночное решение, отражающее текущее состояние рынка», — туманно заметил Сечин.

 

Переговоры по цене газа тоже велись, и не без «взаимопонимания», но спешить, видимо, некуда. При этом Сечин напомнил, что к 2020 году Китай намерен потреблять около 400 млрд. куб. м газа, причем половину — покупать за границей. Так что «Газпром» в любом случае не останется не у дел. 

 

Комментируя предварительные итоги визита российского премьера, по крайней мере в энергетической сфере, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин отметил, что заранее было понятно, что конкретного газового контракта не будет.

 

«Китаю не нужен российский газ. Если только на севере страны, и то, смотря по какой цене, — поясняет эксперт. — К тому же свой топливный баланс китайцы вполне спокойно закрывают и без российских поставок. Между тем Россия блефует, пугая Европу угрозой перенаправить свои потоки в Китай. При том, что сами китайцы пока не готовы платить за наш газ даже по себестоимости — то есть около $220-230 за тысячу кубометров». Проект «Алтай», о котором говорит глава «Газпрома», по мнению Крутихина, совершенно экономически нерентабелен, потому что в тех районах, куда его предполагается проложить, например, в Маньчжурии, он не нужен.

 

А товарооборот между Россией и Китаем в докризисное время достигал максимум $56 млрд., в этом году явно перевалит за $70 млрд., а к 2020-му дойдет и до $200 миллиардов, позже заявил российский премьер.

 

Так что источники роста взаимной торговли налицо — и это несмотря на то, что Россия отчаянно стремится разбавить свои на 2/3 сырьевые поставки в КНР чем-то технологичным. На переговорах для этого были подписаны меморандумы о сотрудничестве в области модернизации экономики и создании совместного инвестиционного фонда. Впрочем, меморандум — документ легкого жанра. Более предметно сотрудничество развивается в энергетической сфере. Путин отметил, что Россия и Китай приближаются к финальной стадии работ по поставкам газового сырья, идет и подготовка к строительству крупного НПЗ на территории КНР. Хотя у России, безусловно, есть большие планы и на сотрудничество в технологических областях.

 

Китай озвучил амбициозные планы по добыче сланцевого газа.

 

В Китае намечено добывать 6,5 млрд кубометров сланцевого газа к 2015 году и 80 млрд кубометров – к 2020 году, сообщает Reuters с отсылкой на опубликованные в китайских СМИ высказывания одного из топ-менеджеров национальной нефтегазовой компании CNPC.

 

Как утверждает заместитель главного инженера компании CNPC Cунь Сяодань, для достижения этих целей необходима поддержка государства, однако, правительство пока не обнародовало соответствующих мер.

 

Между тем, как сообщает China Securities Journal, в ближайшее время Национальное ведомство по энергетике КНР обнародует основные направления развития добычи сланцевого газа и ее поддержки.

 

Цели поставлены и в самом деле амбициозные: если Китай действительно имеет соответствующие коммерческие запасы сланцевого газа, то к 2020 году на сланцы будет приходиться 85% национальной газодобычи.

 

Кроме того, по данным китайской специализированной прессы, страна намерена к 2015 году выйти на уровень добычи шахтного метана в 21,5-23,5 млрд кубических метров.

164