Основатель Ливийской исламской боевой группы, джихадист из «Аль-Каиды» Абдель Хаким Белхадж стал главным военачальником ливийской столицы Триполи. В результате, диктатура Муаммара Каддафи пала, и на место нового ливийского лидера фактически претендуют представители радикалов.
Как отмечает в комментарии «Экономическим новостям» научный директор Школы политической аналитика НаУКМА Алексей Гарань, в Ливии сложилась достаточно сложная ситуация, и страна должна будет сделать выбор.
«Тут ситуация неоднозначная. Есть авторитарные режимы, которые обеспечивают стабильность в своей стране и которые обеспечивают стабильность в светских режимах. Это было бы неплохо, если бы такие режимы обеспечивали прогресс в модернизации страны и соблюдали хотя бы основные свободы. Тут приходится выбирать между авторитаризмом и стабильностью с одной стороны, и демократией и нестабильностью с другой. Выбор сложен», — сказал политолог в комментарии изданию «Экономическим новостям».
«Началась арабская весна. Она охватывает тоталитарные страны, проходит под лозунгами свобод, во многом связана с требованиями экономической и социальной справедливости. Эти процессы происходят независимо от нашего желания. Они связаны с тем, что диктаторы, а Каддафи — диктатор, поддерживающий терроризм по всему миру, ливийская разведка уничтожала гражданские самолеты. Диктатор ушел под давлением снизу, а что будет дальше — вопрос открыт», — добавляет Гарань.
Политолог также отметил, что во многих арабских странах, в том числе и в Ливии, протесты начались без поддержки Запада. Однако ливийский режим в какой-то степени особенный с точки зрения поддержки Каддафи в арабском мире.
«Каддафи — слишком одиозная личность в мире. Фактически, санкции против Ливии были инициированы Лигой арабских государств. То есть, сами арабы Каддафи не поддержали. Запад вмешался, потому что это была угроза гражданской войны и гуманитарной катастрофы. А теперешние процессы на Ближнем Востоке стали во многом неконтролируемы», — подытожил Гарань.
Мария Чиренко
828