Журналист: Депутаты боятся показывать декларации

13 января Верховная Рада приняла закон о доступе к публичной информации. Как отмечает юрист Института Массовой Информации Роман Головенко, этот закон выполняется половинчато, и чиновники не всегда предоставляют информацию, которая является открытой. Кроме того, Кабинет министров после принятия закона не скорректировал подзаконные акты, принятые на основе старого закона, и только вчера утвердил финансовое обеспечение для печатания ответов на запросы. 

Правительство фактически сорвало имплементацию этого закона, а чиновники получили возможность скрыть даже публичную информацию. 

 

По словам Головенко, публичной является информация, которой владеет распорядитель. Большая часть информации органов — публична, часть имеет ограниченный доступ. Чиновники начали составлять списки ведомостей, которые составляют служебную тайну и вносят туда информацию, которая является публичной согласно закону. Государственные служащие привыкли использовать законы, но боятся брать на себя ответственность за инициативу по правильной трактовке законодательного документа, сказал сегодня, 14 июля, юрист на пресс-конференции в УНИАН.

 

Директор проектов ГО «Центр UA» Светлана Залищук отмечает, что закон — это инструмент, и люди должны научиться им пользоваться. А отношения между властью и журналистами в вопросах публичности информации наладятся не сразу. Той же Словакии понадобилось два года, чтобы приучить чиновников к мысли, что подотчетность народу — это правильно. Необходимо понять, что декларация не всегда соответствует действительности, и поэтому будут проводиться журналистские расследования, а их результаты, возможно, станут поводом для обращения в Генпрокуратуру.

 

Журналист «Украинской правды» Мустафа Найем, в свою очередь отмечает, что существование закона о доступе к публичной информации является абсолютно нормальным, а не каким-то достижением. Госслужащие должны быть открыты обществу, которое их избрало.

 

Найем рассказал, что после принятия закона журналисты направили запросы в Верховную Раду относительно предоставления деклараций о доходах народных депутатов. 

 

Народные избранники сказали, что эта информация находится в Аппарате ВР. Аппарат в свою очередь пытается саботировать закон. Его чиновники заявили, что не могут предоставить декларации, поскольку в них содержатся конфиденциальные данные (домашний адрес). Однако журналист отмечает, что Аппарат может предоставить информацию только о доходах, а домашние адреса депутатов СМИ и общество не интересуют. В данном случае важно, чтобы журналисты приучили чиновников отвечать на запросы. Нужно, чтобы все шли по закону. 

 

Депутаты в вопросе опубликования деклараций ведут себя как маленькие дети – боятся, что родители решили что-то не так, подчеркнул Найем. В следующий парламент придут более молодые депутаты, и просто необходимо приучить их к публичным декларациям. А если кто-то захочет скрыть, то он скроет, убежден журналист.

 

По его мнению, ничего сенсационного в декларациях не будет, но журналисты все равно будут искать в них несоответствия.

В свою очередь, Залищук привела пример из жизни. После принятия закона было отдельное заседание фракции БЮТ, на котором было принято решение, что все депутаты опубликуют свои декларации. Однако ряд бютовцев выступали против этого. Причем противились рядовые нардепы, а не олигархи. Депутаты не умеют и боятся быть подотчетными,  считает она.

 

После того, как закон был принят, журналистам часто отказывали в предоставлении информации из-за нехватки бумаги для ее распечатки. Залищук и Найем выступили за необходимость платить за информацию или присылать ее в электронном виде, чтобы таких накладок больше не возникало. Журналисты предлагают, что первые 10 страниц должны быть бесплатными, а стоимость каждой последующей страницы — около 1 грн. 

 

 

346