Под угрозой дефолта оказались не только Италия и Испания, а также Франция.
На сегодняшний день серьезные структурные проблемы переживает не только экономика Италии и Испании, а также и экономика Франции, говорится в очередном исследовании «Индекс дефолта» Центра европейской политики в Фрайбурге (Германия) и германской деловой газеты Handelsblatt. Наибольшие опасения вызывает экономика Италии, считают экономисты: с 2011 года к концу 2010 индикатор дефолта сократился с 6,2 пункта до – 0,6 пункта.
Если в 2001–2003 годах Франция была нетто-экспортером капитала и вкладывалась в зарубежные активы, то с 2004 года ситуация изменилась: страна стала нетто-импортером капитала и с этого момента начала наращивать долг. В 2010 году потребность в капитале французской экономики была уже на уровне 3,8\% ВВП с дефицитом бюджета в 74 млрд евро. Инвестиции составляли до 2005 года в среднем 4\% ВВП и достигли 5\% к 2008 году, однако с этого момента они начали падать — до 3,2\% в 2010 году.
Страны, «импортирующие капитал», должны максимально направлять его на инвестиции, увеличивающие производственные мощности, отмечает Handelsblatt: только такие инвестиции в будущем приносят доход, с помощью которого может быть погашен внешний долг.
Индекс дефолта Франции, за исключением стагнации в 2006 и 2007 годах, постоянно снижался, и в 2010 году впервые упал ниже ноля. Это означает, что расходы на потребление превышали доходы на внутреннем рынке, говорится в исследовании. Этот разрыв оценивается в 2010 году как минимум в 0,6\% ВВП — 12 млрд евро.
Негативная динамика индекса предполагает снижение кредитоспособности Франции по сравнению с прежними уровнями, опасаются эксперты. «Без фундаментальных реальных экономических реформ Франции в среднесрочной перспективе грозит потеря кредитоспособности», — говорится в материалах Центра европейской политики.
Кроме того, французские банки являются одними из главных держателей греческих долговых бумаг: по данным Банка международных расчетов, к концу 2010 года объем долгов Греции перед ними достигал 53 млрд долларов, в том числе по гособлигациям — 15 млрд долларов.
Франция, таким образом, впервые очутилась в той же категории риска, что Италия и Испания.
Испания импортирует капитал с 2001 года. Для финансирования дефицита счета текущих операций эта страна вынуждена с каждым годом наращивать привлечение зарубежных кредитных средств. Индекс дефолта упал с 0,3 пункта в 2009 году до -1,6 пункта за прошлый год. В 2010 году расходы на потребление превысили доходы на внутреннем рынке по меньшей мере на 1,6\%, или 17 млрд евро.
Положение Италии, третьей по величине экономики еврозоны, представляется экономистам Центра европейской политики даже еще более пугающим, чем у Испании. Эта страна также занимала за рубежом больше, чем инвестировала в расширение собственного производства, отмечает Лудер Геркен, глава Центра европейской политики. Именно такая модель привела на грань банкротства экономики Греции и Португалии, отмечает Геркен. Италия финансировала дефицит счета текущих операций за счет зарубежных кредитов с 2002 года.
Разрыв между внутренними доходами и потреблением составлял в 2009 году не менее 1,5\% от ВВП, или 22 млрд евро, а в 2010 году —уже 2,5\%, или 38 млрд евро. «Без фундаментальных и быстрых экономических реформ тенденция снижения платежеспособности [Италии] будет усиливаться. Политическое решение от конца июня 2011 года отложить такие реформы на 2013 год, угрожает дальнейшим ростом рисковой категории и укреплением неплатежеспособности», — рассуждают экономисты. К такой категории эксперты Центра европейской политики относят Грецию (с 2003 года), Португалию (с 2006 года), Кипр (с 2007 года) и Мальту (с 2010 года).
К устойчивым экономикам экономисты отнесли Германию, Нидерланды, Австрию, Финляндию, Эстонию, Люксембург и Бельгию.
Канцлер Германии Ангела Меркель призвала Италию ускорить принятие программы бюджетной экономии. «У меня есть твердая уверенность, что Италии будет просто принять такой бюджет», — заявила канцлер в телефонной беседе с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони, передает агентство dpa.
Китайское рейтинговое агентство Dagong Global Credit Rating дало суверенному долгу Италии негативный прогноз и предупредило о возможном снижении рейтинга, передает Dow Jones. Долги итальянского правительства составляют 119\% ВВП, большая часть долга будет предъявлена к погашению в ближайшие пять лет.
Глава Центра европейской политики Лудер Геркен считает, что из сложившегося кризиса есть три выхода. Первый — резкое сокращение затрат на рабочую силу для пострадавших стран. Второй — выход из еврозоны, введение национальной валюты и ее последующая девальвация, что исключают политики. Третий путь: долгосрочная финансовая подпитка через соглашение между странами еврозоны. «Спасательные пакеты и Европейский механизм стабильности являются предшественниками такого финансового соглашения (о распределении расходов)», — считает экономист.
Наталья Ищенко
666