На минувшей неделе завершилась восьмая сессия Верховной Рады и депутаты отправились на летние каникулы. Как показали результаты мониторинга деятельности парламента, проведенного «ДС», парламентская работа не слишком отягощала народных избранников. Активность каждого четвертого владельца представительского мандата была, по сути, нулевой. Это означает, что около сотни депутатов активно тунеядствовали, не утруждая себя не только написанием новых законов, но и просто посещением пленарных заседаний. Однако свой труд депутаты ценят очень дорого — только в нынешнем году расходы на их содержание выросли на 100 млн грн. Обитатели Банковой, успешно освоившие науку ручного управления законодательным органом, смотрят на происходящее сквозь пальцы. Ведь необходимые команде Виктора Януковича законы в зале под куполом принимают молниеносно.
«Золотые» законы
Оперативность рассмотрения законопроектов бьет все рекорды. Если на предыдущих сессиях новый закон принимался примерно в течение полугода, то сейчас, чтобы ознакомиться с текстом нового документа и поработать над ним, депутатам тратили всего месяц-полтора. С особым трепетом депутаты парламентского большинства относились к президентским инициативам. Например, Закон «О Совете министров АР Крым», усиливший влияние АП на местное самоуправление полуострова, был принят в целом всего за две недели. Примерно столько же ушло на утверждение законов по административной реформе. Объяснение этого феномена лежит на поверхности: парламент окончательно превратился в собрание «кнопкодавов», которые формализуют исходящие с Банковой пожелания, особо не вдаваясь в их содержание.
Столь незамысловатая работа очень хорошо оплачивается. В целом народные избранники относятся к той вымирающей категории украинских граждан, благосостояние которых из года в год стабильно растет. По подсчетам «ДС», каждое принятое ВР решение обошлось налогоплательщикам в 770 тыс. грн. Если же ограничиться только оценкой законов, утвержденных на восьмой сессии и уже вступивших в силу (154) или ожидающих подписи Президента (43), то каждый такой документ стоил бюджету 2,3 млн грн. Тогда как в прошлом году за каждый принятый закон налогоплательщики выкладывали всего 2 млн грн.
Наиболее активными в законодательной работе в завершившемся пленарном сезоне оказались представители оппозиции. Члены фракции БЮТ-Б внесли на рассмотрение ВР 279 законопроекта, или по три на одного депутата. Примерно такой же показатель активности демонстрировали и представители фракции НУНС, представившие на суд коллег 176 законопроектов. Самой продуктивной в команде «бело-сердечных» была Наталья Королевская (33 законопроектов), возглавляющая Комитет по промышленной и регуляторной политике и предпринимательству. Семь ее проектов уже стали законами, а еще один ждет подписи Президента. Такая активность Наталии Юрьевны объясняется ее политическими амбициями. Г-жа Королевская активно участвовала в акциях протеста против принятия нового Налогового кодекса и даже выступила одним из инициаторов общественной кампании «Вперед», объединившей активистов «налогового Майдана». Поговаривают, что она не прочь возглавить новый политический проект, который может стать «любимой оппозицией» нынешней власти.
В НУНС самым плодовитым оказался Арсений Яценюк, из-под пера которого вышло 24 законопроекта. Правда, ни один из них пока не нашел поддержки коллег. Собственно, для Арсения Петровича вовсе и не обязательно, чтобы его предложения обретали силу законов. Их подготовка — хороший повод напомнить о себе. Ведь иной возможности «засветиться», не располагая серьезным медиаресурсом и финансовой поддержкой, на данный момент у него нет. Аналогичное пояснение можно дать и активности остальных оппозиционеров с депутатскими мандатами.
Другое дело — народные избранники от пропрезидентских политических сил, которым совершенно незачем постоянно напоминать избирателю о себе. А потому и результаты их работы оказались скромнее. Так, фракция Партии регионов внесла на рассмотрение Рады 341 проект закона или менее двух документов на каждого. Столь низкая законодательная активность «регионалов» в Раде наблюдалась и на минувшей сессии. Что логично, учитывая, что ключевые проекты сегодня разрабатываются не в Раде, а в министерстве юстиции или АП. Самым продуктивным у «регионалов» был Игорь Глущенко, написавший 12 законопроектов, пять из которых уже стали законами. Столько же законопроектов и на счету самого трудолюбивого коммуниста Петра Симоненко. Но, как и г-н Яценюк, лидер коммунистов пока пишет «в стол». В целом же фракция КПУ за полгода выдала на-гора 61 проект законов, или по 2,4 на одного депутата. Еще 47 законодательных инициатив представили в ВР представители Народной партии. Самыми плодовитой стала фракция «тушек» — «Реформы ради будущего», на счету которой 69 законопроектов (по 3 на каждого депутата). Здесь лидером по производству законопроектов выступил Иван Сидельник (11), имеющий на своем счету уже два вступивших в силу закона.
Люди-невидимки
Куда более интересен «антирейтинг» народных избранников на восьмой сессии. Похоже, бремя власти негативно сказывается на работе депутатов парламента. Так, добрых шесть десятков депутатов от Партии регионов во время минувшей сессии практически ничего не делали. То есть почти каждый третий член фракции за полгода работы не написал ни одного законопроекта, не отослал ни одного запроса в центральные и местные органы власти, чтобы помочь избирателям в решении того или иного вопроса, не участвовал в обсуждении рассматриваемых в сессионном зале законопроектов. Это вполне объяснимо: сложно выполнять свои депутатские обязанности, вообще не посещая парламент. Во фракции «регионалов» сформировалась целая группа депутатов, которые ни разу не участвовали в пленарных заседаниях или наведывались в зал под куполом крайне редко. Хотя их карточки исправно голосовали за все важные для Банковой законопроекты. Тот факт, что такая практика противоречит Конституции, «бело-голубых» уже давно перестал волновать. Главным доказательством того, что член парламента присутствует на пленарных заседаниях лично, является его письменная регистрация. И если депутат не поставил подпись в соответствующей графе в день заседания, то это означает, что на свое рабочее место он не пришел. Таких прогульщиков больше всего именно во фракции Партии регионов. И если на минувшей сессии их было 17, то сейчас уже 20. Среди них такие известные личности, как Ринат Ахметов, Юрий Иванющенко, Василий Хмельницкий и Антон Пригодский.
Оппозиция такой пассивности не допускает. Во фракции БЮТ-Б нашлось всего 10 депутатов, которые не пишут законопроектов, не принимают участие в обсуждении проектов своих коллег и не общаются по долгу службы с органами власти. А злостных прогульщиков еще меньше — это Константин Жеваго, Вадим Трофименко и Гарегин Арутюнов. Примерно такой же процент депутатов (7), игнорирующих свои обязанности, и во фракции НУНС. Но уровень посещаемости здесь несколько выше. Среди тех, кто лишь изредка появлялся на пленарных заседаниях восьмой сессии, Эдуард Зейналов и Виктор Тополов. Есть прогульщики и во фракции Народной партии. Например, Олег Полищук посетил сессионный зал лишь однажды.
Наиболее дисциплинированными в минувшем полугодии были фракции КПУ и «Реформы ради будущего», члены которых присутствовали на большинстве пленарных заседаний и довольно активно принимали участие в работе парламента. Хотя и здесь есть свои лентяи, отметившиеся за пять месяцев лишь одним выступлением. Например, Владимир Матвеев из Компартии и Иван Плющ из «Реформ ради будущего».
В целом изучение трудовой статистики всех депутатов свидетельствует о том, что почти сотня народных избранников занимали место в парламенте зря. Представители этой группы либо не посещают Раду вообще, либо прогуливают большую часть пленарных заседаний и выполняют при этом банальную роль «кнопкодавов». Но все они исправно получают зарплату и другие выплаты. А это примерно 650 тыс. грн. в год из государственного бюджета на каждого депутата. Более 200 тыс. из этих средств — заработная плата, 35 тыс. — материальная помощь и еще примерно по 210 тыс. народные избранники получают на содержание своих помощников и депутатскую деятельность. И это без учета средств, выделяемых на автомобиль, телефонные переговоры, авиационные перелеты и другие, более мелкие расходы. Таким образом, если посчитать только содержание тех 26 депутатов, которые не появляются в Раде вообще или были там один-два раза за всю сессию, то выходит, что минимум 17 млн грн. из государственной казны ежегодно тратятся впустую.
В угоду Президенту
Зато депутаты послушно голосуют за ключевые законы, в которых нуждается Банковая, особенно направленные на усиление президентской вертикали. Главным из этого перечня стало принятие изменений в Конституцию, позволившие перенести выборы в Верховную Раду с марта 2011 г. на октябрь 2012-го. С помощью этих поправок «регионалам» удалось избежать проведения нежелательных парламентских выборов в марте этого года. Что на фоне резкого снижения рейтинга ПР грозило пропрезидентской партии сокрушительным поражением. А принятые изменения в Конституцию увеличили строк полномочий главы государства почти на пять месяцев.
Еще двумя важными документами, принятыми депутатами в пользу главы государства, стало внесение изменение в Закон «О Кабинете министров» и новый Закон «О центральных органах власти». Первый лишил премьер-министра влияния на кадровую политику в правительстве и права создавать и ликвидировать органы исполнительной власти. А второй фактически приравнял акты главы государства к законам, которыми, согласно Конституции, должны руководствоваться органы исполнительной вертикали. Таким образом, парламент всячески содействовал расширению и без того немалых полномочий Президента. Но «послушный» парламент — все, что нужно сейчас Банковой. И за быстрое и беспроблемное внедрение в жизнь своих пожеланий глава государства готов прощать народным избранникам тунеядство и не жалеть бюджетных денег на содержание бездельников с депутатскими мандатами.
280