Эксперт объяснила причины такой существенной разницы в зарплатах между Киевом и другими странами СНГ.
«Я считаю главным фактором, который определяет уровень заработных плат в Москве, Киеве и Астане, дефицит персонала», — заявила национальный менеджер по рекрутменту кадрового холдинга «Анкор» в Украине Наталья Гилета.
Специфика Казахстана
Астана — официальная столица, но деловым и финансовым центром региона продолжает оставаться Алматы (РФЦА). Неслучайно именно здесь находятся Национальный банк Казахстана и главные офисы крупнейших коммерческих банков и компаний страны, а также многие региональные представительства иностранных компаний. В Казахстане преобладают либо совсем небольшие компании, либо огромные корпорации, часто национальные. Компаний небольшого размера, тем более с иностранным капиталом, в Казахстане меньше, чем в Украине. Поэтому есть дефицит квалифицированных кадров, которым и платят выше, нежели в Киеве.
Компании готовы переманивать специалистов из Алматы в Астану, предлагая им более высокие заработные платы. Особым спросом на казахском рынке пользуются менеджеры среднего звена. Локальные компании еще не воспитали собственных middle-менеджеров, поэтому вынуждены привлекать их из-за границы. Понятно, что при этом повышается уровень заработной платы, а также наполнение социального пакета.
Российский, и в первую очередь московский рынок труда более развит по сравнению с рынками других стран СНГ. Компании в России работают более цивилизованно вне зависимости от сегмента. Повсеместно внедряются самые современные технологии при подборе персонала и его мотивации. Развитость экономики приводит и к появлению более узко специализированных специалистов, которых еще нет на украинском рынке. Таких специалистов украинские компании привлекают из России.
В качестве примера можно привести использование такой услуги для бизнеса, как аутсорсинг персонала. На украинском рынке эта услуга появилась не так давно. Пользуются ею в основном западные компании. Локальные компании используют привлеченный персонал относительно редко. В Москве ситуация другая. Компании понимают, что за счет аутсорсинга персонала они могут не тратить дополнительное время и деньги на решение непрофильных задач для своего бизнеса, сократить затраты на поиск, обучение и интеграцию новых специалистов, а также снизить прямые и косвенные затраты.
В Беларуси персонал ищут своими силами
Если говорить о Беларуси, то она остается достаточно закрытой. Это касается как самой экономики, так и рынка труда. Рекрутмент в этой стране развивается менее активно, чем в Украине и Казахстане. Бизнес-сектор вообще достаточно редко прибегает к использованию услуг внешнего провайдера при подборе персонала. Локальные компании стараются подобрать кадры собственными силами. К внешним провайдерам обращаются западные компании, которые нередко привлекают персонал и с украинского, и с российского рынков.
Разрыв между заработными платами в Москве, Киеве и Астане остается относительно стабильным на протяжении последних нескольких лет. В 2007-м — первой половине 2008-го украинский рынок труда демонстрировал позитивную динамику роста зарплат. Компании перекупали друг у друга хороших специалистов, предлагая им более высокие зарплаты. Однако кризисные явления не дали возможности сократить разрыв.
Рынок труда Казахстана первым почувствовал влияние кризиса в 2008 году. Потом кризисные явления дошли до Украины и России. Россия проще других пережила кризис. Это четко прослеживалось на таких отраслях экономики, как финансовый сектор и строительство. В Украине компании этих секторов практически полностью прекратили привлекать персонал во время кризиса. В России снижение тоже было, однако не такое катастрофическое, как в Украине.
Если говорить об отраслях и специалистах, в которых нуждаются оговоренные нами рынки труда, то как Киеву, так и Москве свойственна нехватка в первую очередь неквалифицированного персонала — рабочих. Этот дефицит характерен для многих отраслей экономики.
356