Греция: Головная боль Европы

Греческие власти намерены во что бы то ни стало продолжить реализацию программы по стабилизации финансовой ситуации в стране. Принятые ими ранее жесткие меры оказались малоэффективны. Не сильно помогла грекам и предоставленная в прошлом году Международным валютным фондом и Евросоюзом помощь в размере 110 млрд евро. На этом фоне среди участников рынков  усилились опасения, что Афины окажутся не в силах погасить свои огромные долги.  А значит, перед европейскими политиками вновь остро встала проблема, как помочь Греции справиться с долговым кризисом. И в этой ситуации получение Афинами нового кредита оказалось под большим вопросом.  Не исключено, что Европа выдвинет еще более жесткие условия его предоставления.

 

В Европе идет активное обсуждение ситуации, в которой оказалась пребывающая во власти сильнейшего долгового кризиса Греция.  В конце весны вопрос о возможности реструктуризации ее государственного долга, размеры которого достигли просто катастрофических масштабов, встал как никогда остро. Мнения европейских лидеров и представителей ЕЦБ  на этот счет отличаются кардинально. Последние выступают резко против такого развития событий.  Европейские же лидеры, в свою очередь, сейчас заняты обсуждением возможности продления периода обращения греческих облигации, а также разработкой нового соглашения о выделении Афинам вдобавок к уже выделенным в прошлом году 110 млрд евро дополнительной финансовой помощи.

 

Источники издания Financial Times сообщают, что новое соглашение может предусматривать беспрецедентное вмешательство в греческую экономику. Рассматривается, в частности, вопрос участия кредиторов в сборе налогов и приватизации государственных активов этой страны. Также Афинам предстоит приготовиться к очередной порции антикризисных мер по сокращению бюджетного дефицита, который в текущем году, по прогнозам, может составить 9,5% ВВП.

 

Из уст некоторых европейских лидеров звучат также предложения, согласно которым примерно половина дополнительных потребностей Греции во внешнем финансировании — а это примерно 60-70 млрд евро до конца 2013 года — могла бы быть покрыта не только за счет поступлений от приватизации, но и за счет изменений сроков погашения облигаций. А еще примерно половину  такой суммы могли бы дополнительно предоставить Международный валютный фонд и Евросоюз.

 

Уже в следующем месяце Греция должна была получить от них дополнительную помощь объемом в 12 млрд евро. Однако ее предоставление сейчас под большим вопросом. В настоящее время команда инспекторов «тройки» (ЕС, МВФ и Европейский центральный банк) изучает финансовую ситуацию в этой стране. На этой неделе экспертная комиссия должна завершить свою работу. По ее итогам будет выпущено официальное заключение, от которого будет зависеть получат ли Афины от международного сообщества очередную порцию кредитов. Этот документ мог бы дать «зеленый свет» для вливания дополнительной ликвидности в греческую экономику, если бы не два обстоятельства.

 

Первое из них появилось после того, как греческое правительство не смогло заручиться в конце прошлой недели поддержкой оппозиции в отношении планов по дальнейшему сокращению расходов бюджета. А ведь это является главным условием получения новых кредитов от ЕС и МВФ.

 

Второе обстоятельство заключается в том, что МВФ подчиняется особым правилам, согласно которым он может выделить со своей стороны финансовые средства лишь при условии предоставления Афинами гарантии рефинансирования более чем на 12 месяцев. В этой связи  премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер, возглавляющий группу министров финансов стран еврозоны, ранее выразил сомнение относительного того, что Греция может дать такую гарантию. А значит, существует большая вероятность того, что  МВФ в июне 2011 года не окажет Афинам дополнительную финпомощь. Речь идет о сумме в 3,3 млрд евро.

 

Конечно, в этом случае европейские регуляторы могли бы взять  на себя причитающееся с фонда финансирование. Но такой вариант развития ситуации, по словам главы Еврогруппы,   маловероятен. Все дело в том, что никакого желания по этому поводу не испытывают некоторые страны ЕС, среди которых, в частности, Германия, Финляндия и Нидерланды.

 

И хотя МВФ в минувшее воскресенье поспешил опровергнуть сообщения ряда СМИ, касающиеся того, что фонд по итогам работы своей миссии в Афинах может отказаться от выделения следующего транша помощи Греции по причине  невыполнения страной ряда согласованных целей программы, сомнения у участников на этот счет все-таки сильны как никогда. Все дело в том, что немецкое издание  Spiegel  утверждает, что дефицит греческого бюджета выше, а доходы бюджета  ниже, чем это было оговорено в программе предоставления Греции помощи, которая была согласована с МВФ и Евросоюзом. Это может привести к замораживанию выделения фондом Афинам новых средств, указала газета.

 

Чтобы все-таки получить дополнительную помощь от ЕС и МВФ,  правительство Греции делает все возможное. На прошлой неделе оно одобрило ускоренный план продажи активов, а также новые меры по сокращению расходов бюджета на 6 млрд евро. Это, по мнению греческих властей, позволит в текущем году снизить  бюджетный дефицит до 7,5% ВВП.

 

Следует отметить, что помимо Греции серьезные долговые проблемы в еврозоне в настоящее время испытывают также Ирландия и Португалия. Последняя в апреле этого года  также была вынуждена обратиться за финпомощью к МВФ и ЕС, которые согласились выделить ей 78 млрд евро.

 

Однако среди всех стран с долговыми проблемами первое место занимает все-таки Греция. Размеры ее госдолга являются самыми большими в ЕС и составляют более 150% ВВП. Большинство экспертов считают, что на сегодняшний день эта страна несостоятельна. А значит, она не сможет выполнить долговые обязательства и вряд ли сможет в ближайшем будущем вернуться на рынок заимствований. Нельзя не отметить, что это является нарушением одного из условий, которые ранее были согласованы с МВФ.

 

Известный экономист Нуриэль Рубини уверен, что в этой ситуации реструктуризация государственного долга Греции, против которой так активно выступает ЕЦБ, является не только неизбежным сценарием, но и необходимым и даже лучшим из всех возможных. Европейские же регуляторы настаивают, что  юридически это будет квалифицироваться как дефолт. Это может иметь тяжелые и непредсказуемые последствия для всей еврозоны, считает министр финансов Германии Вольфганг Шойбле. Ведь никто не знает, что может произойти в случае,  если одна из стран валютного блока объявит о банкротстве. Подобных ситуаций  не было за всю историю его существования. Впрочем, Рубини уверен, что контролируемая реструктуризация не приведет Грецию к полномасштабному дефолту по долговым обязательствам.  Однако представители ЕЦБ продолжают настаивать, что в служившейся ситуации дефолт не разумен.

 

Светлана Семенова

266