Эксперт: Украина имеет право на скидку на газ

Премьер-министр Николай Азаров сегодня, 27 мая, сообщил, что направил своему российскому коллеге Владимиру Путину письмо, в котором были высказаны основные аргументы в пользу пересмотра договора о поставках газа в Украину.

 

«Мы рассчитываем, что 7 июня на встрече в Москве российско-украинской группы по экономическому сотрудничеству мы конкретно оговорим наш алгоритм пересмотра газовых соглашений… Для того, чтобы обеспечить Украину газом, еще раз подчеркиваю, по нормальным ценам… Мы говорим о том, что подход должен быть общий, и мы не выторговываем никаких преференций. Аргументы я достаточно четко изложил», — сказал украинский премьер.

 

Что имел в виду Азаров под выражением «общий подход» непонятно, поскольку формула цены на газ у нас такая же, как и в Европе. У Украины есть другие серьезные аргументы, не позволяющие заявлять о полноценно общем подходе.

 

«Формула цены европейская, но только параметры отличаются. У Украины изначально завышена базовая цена, в ЕС есть скидки, которых у Украины нет, в первую очередь это скидки за сезон и объемы рынка. А рынок Украины для «Газпрома» самый крупный. Также должна быть предоставлена скидка за то, что Украина предоставила компании «Газпромсбыт» возможность продавать газ на 25\% рынка промышленных потребителей. Это самый ликвидный рынок, за что и должна быть определенная скидка», — говорит «Экономическим новостям» ведущий эксперт экономических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. 

 

Получается, что, несмотря на все заявления российских властей, Украина имеет и экономическое и моральное права на скидки на газ.

 

На сегодняшний день есть много серьезных факторов, которые играют в пользу Украины. Это не только вполне экономически обоснованные требования скидок, но и изменившаяся за последние два года конъюнктура европейского газового рынка. Европейцы значительную часть газа стали покупать на спотовых площадках, где голубое топливо было дешевле. Все большую популярность в Европе приобретает идея разработок месторождений собственного сланцевого газа, даже несмотря на его экологическую небезопасность. И это является серьезным козырем в переговорах с «Газпромом».

 

Но если страны Западной и Центральной Европы еще могут хоть как-то противостоять России и навязать ей свою позицию, то Украина находится фактически в политическом нокдауне. Бороться она может и вроде какие-то силы есть, но вся политика Кремля завязана на газе, что буквально не оставляет Украине места для стратегического маневра.

 

«Экономические категории, насколько бы они не были обоснованы, Россию не интересуют. Они считают, что у них есть выгодный контракт, и они его будут пересматривать не исходя из экономических соображений и абстрактной справедливости, а исходя из своих политических задач, которые заключаются в первую очередь в усилении позиций российского бизнеса в Украине и усиление политического влияния», — отмечает эксперт в комментарии «Экономическим новостям».

 

Во время всевозможных внутриукраинских дебатов и выступлений различных экспертов в СМИ высказывалось мнение, что в формуле ценообразования на газ должен быть не газойль, которым мы не пользуемся, а уголь. Однако, по словам Омельченко, уголь необходимо будет привязать к европейским площадкам и покупать его по ценам бирж Европы. И тогда не факт, что газ будет дешевле.

 

Не так давно премьер-министр России Владимир Путин озвучил условие, только при котором Украина может получить скидку на газ. Это вступление в Таможенный Союз. Такое требование поставило украинскую власть в тупик. Вступление в ТС нарушает все нормы ВТО, членом которой является Украина, и фактически сводит на «нет» все старания по переговорам о зоне свободной торговли с Евросоюзом, которая намного более выгодна для Украины, нежели ТС.

 

Единственным выходом для власти изменить условия этих кабальных соглашений — это Стокгольмский арбитражный суд. Существует два очень весомых аргумента у Украины в возможном процессе.

 

«Изменение конъюнктуры рынка и то, что соглашения были подписаны в экстремальных условиях, когда Россия прекратила поставки газа не только в Украину, но и в Европу», — заметил эксперт, добавив, что у власти нет другого выхода, как решить этот спор правовым путем, и чем быстрее они это поймут, тем будет лучше.

 

Получается, что возможная вина Юлии Тимошенко в подписании газовых контрактов, возможно, не является настолько уж сильной. Она была поставлена в неравные условия, у нее был небольшой выбор. И вполне допустимо, что она могла подписать и выторговать для Украины максимально возможные на тот момент преференции, чтобы обеспечить газом не только нашу страну, но и пол-Европы. А Россия воспользовалась своим монопольным положением на все 100\%.

 

По мнению Омельченко, есть еще одна возможность хоть на время, что называется «разрулить» газовый конфликт. Можно создать какую-либо посредническую структуру по типу «РосУкрЭнерго», которая на первоначальном этапе может быть кое-кому выгодной, но в результате приведет к плачевным результатам, как и предыдущий посредник.

 

К сожалению, у газовых соглашений 2009 года, которые так настойчиво хочет пересмотреть наше правительство, есть и продолжение. Это пресловутые Харьковские соглашения, подписанные президентами Украины и России Виктором Януковичем и Дмитрием Медведевым в конце апреля 2010 года. Было решено продлить срок пребывания Черноморского флота в Севастополе на 25 лет после 2017 года с возможностью пролонгации договора еще на 5 лет в обмен на так называемую скидку на газ в размере 100 долл. за 1 тыс. кубометров, которая является обычной рассрочкой, которую необходимо будет в нужный срок выплатить. 

 

Но беда в том, что Харьковские соглашения подписаны, что называется «чисто». Их нельзя оспорить, как «подписанные под давлением», либо по каким-то другим причинам. Единственный выход — денонсация, которая будет иметь последствия.

 

«Из Харьковских соглашений очень трудно будет выйти. Потому что в 2009 году мы набросили одну удавку себе на шею, в 2010 году — вторую. Если мы уходим от Харьковских соглашений, то Россия потребует от нас вернуть те деньги, которые были отсрочены. Это в 2010 году около 3 млрд долл., в этом году — 4 млрд долл.», — рассказал Омельченко.

 

При этом эксперт добавил, что у власти в России находятся прагматичные политики, которые пользуются тем, что украинское руководство само себе на шею накидывает удавки. И это все происходит потому, что у власти находится бизнес.

 

Мария Чиренко

 

318