Замглавы Центризбиркома Андрей Магера выступил против увеличения проходного барьера для партий на выборах в Верховную раду с 3% до 5%.
По словам чиновника, барьер в 5% слишком большой, а голоса около 40% избирателей, которые проголосовали за партии, не преодолевшие барьер, попросту не будут учтены и у граждан не будет своих представителей в парламенте.
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский в свою очередь отмечает, что вопрос об оптимальном проходном барьере не имеет правильного ответа.
«Решение о том, каким должен быть барьер — политическое. Обычно его принимает парламентское большинство и часто меняется в разных странах, поэтому тут нет объективного ответа. С точки зрения максимальной представительности разных точек зрения в обществе лучше, чтобы барьер был меньше. Тогда в парламент попадают даже партии, которые пользуются небольшой поддержкой в обществе. Они не будут влиять на решение каких-то задач, но хотя бы получат возможность огласить свою позицию с парламентской трибуны», — сказал политолог в комментарии «Экономическим новостям».
Он добавил, что если парламент формирует правительство, то лучше, чтобы было как можно меньше фракций, что будет способствовать созданию эффективного большинства. И так как в Украине Верховная Рада не формирует Кабмин, то высокий барьер не актуален. А в нынешней ситуации вообще нет оптимального проходного барьера.
Но даже если высокий барьер будет утвержден, двухпартийная система Украине пока не грозит.
«У нас нет предпосылок для двухпартийной системы. Большой барьер — временное ограничение для малых партий. А устойчивых шансов создать двухпартийную систему не видно», — считает политолог.
Мария Чиренко
358