Кабинет министров принял новую военную доктрину, которая почти кардинально отличается от предыдущей, утвержденной в 2004 году. Новый документ декларирует отказ от вступления в НАТО и определяет внеблоковый статус Украины.
«Новая доктрина меняет представление о подходах к безопасности страны с учетом отказа от участия в военных блоках», — цитирует «Сегодня» бывшего министра обороны, народного депутата от Партии регионов Александра Кузьмука.
Но смена политического курса на бумаге вовсе не означает его реального пересмотра. Политолог Владимир Цыбулько убежден, что это как раз и есть тот случай, когда официально принятые документы не имеют практического применения.
«Внеблоковость — это дорогая вещь. И скорее всего принятый Кабмином документ — декларация о намерениях, а не доктрина. Такое заявление, конечно, может тешить самолюбие главы государства и части его избирателей. Скорее всего — это пауза, которая позволит сформировать общественное мнение в положительную сторону о членстве в НАТО. Эта пауза также делает Североатлантический альянс более сговорчивым», — сказал политолог в комментарии «Экономическим новостям».
«Евроинтеграции без НАТО не бывает. Интеграция без оборонного комплекса выглядит неполноценно. Когда говорится о цивилизационном выборе, то этот выбор должен обязательно включать оборонный компонент», — отмечает Цыбулько.
Новая доктрина помимо оборонного вектора еще и дополнила перечень государственных угроз. Помимо сепаратистов и экстремистов, теперь Украине грозит и вмешательство извне во внутренние дела. Это касается и моральной поддержки политических сил и неправительственных организаций, чья деятельность направлена на дискредитацию действующей власти. Это положение настораживает, ведь под дискредитацией можно понимать все что угодно.
«Это попытка внутреннюю угрозу перенести в фактор внешних угроз. Если власть оценивает гражданское общество как угрозу, то это выглядит глупо. И о каком цивилизационном выборе тогда может идти речь?», — задается вопросом политолог.
Для вступления доктрины в действие, ее должен одобрить Совет национальной безопасности и обороны, после чего ее подпишет президент.
Мария Чиренко
327