В начале новой трудовой недели на валютный рынок пришли две свежие новости, перевернувшие привычный ход жизни. Правда, первая из них — заседание лидеров Евросоюза — не стала неожиданностью, как и их стремление поддержать местную валюту. Заявление же постфактум лишено было полутонов, что вдохнуло в евро стимул к очередному ралли. Источником второго тренда стала природа. Трагедия, развернувшаяся на берегах Cтраны Восходящего Солнца, заставила местный Центробанк принимать активные действия, благодаря которым укрепление иены не смогло добить национальную экономику.
Валютный рынок избежал цунами
Сегодня уже можно констатировать факт: глобального землетрясения на валютном рынке не произошло. В более или менее спокойной обстановке игроки продолжают реализовывать возможности в новых реалиях. А то, что рынок не трясет, стало заслугой грамотного быстродействия финансовых властей Японии, в сложнейшей обстановке для страны показавших свою состоятельность и профессионализм.
Японская трагедия, начавшаяся в конце прошлой недели, уже унесла тысячи жизни, заставила закрыть предприятия, опустошила полки магазинов, парализовала движение в стране… Ущерб от стихийного бедствия, по предварительным оценкам, составит около $47 млрд. Но и эта цифра, возможно, не стала бы окончательным вердиктом. На фоне неприятия риска инвесторы начали активно переводить деньги в «безопасную японку», загнав ее курс к доллару до 80,62 иены — максимума с начала ноября прошлого года. Надо ли озвучивать тот факт, что укрепление валюты в создавшихся условиях не только неприемлемо, но и беспощадно добивает экономику страны.
Ситуация требовала незамедлительного решения. И Японский Центробанк его принял. Во-первых, регулятор не стал менять базовую ставку, сохранив минимальную стоимость валюты в целевом диапазоне от 0 до 0,1% годовых. Впрочем, это решение было принято, возможно, независимо от трагедии. По крайней мере, и ранее предпосылок к изменению ставки не было. А вот второй акт, предпринятый Банком Японии, неразрывно связан с природными катаклизмами: сегодня в кредитно-денежные рынки страны было влито $220 млрд — рекордная сумма. Впрочем, рынок увидит эти деньги не сразу. Акция рассчитана на три этапа. Сегодня, пожалуй, мы наблюдаем фактически экстренный аналог американской QE2 по-японски. Но, ЦБ и на этом останавливаться не собирался: объем фонда, предназначенного для выкупа активов, увеличен с 5 трлн иен до 10 трлн иен ($122 млрд), а объем программы кредитования финкомпаний страны сохранился на уровне 30 трлн иен. Разумеется, все эти действия направлены лишь на то, чтобы возобновить пошатнувшееся доверие к истерзанной экономике и, «учитывая все, что сейчас происходит в Японии, власти стремятся избежать укрепления иены», — констатировал глава отдела валютной стратегии Westpac Роберт Ренни.
Решительные действия японских банкиров не остались без внимания рынка. Доллар поднялся к японской нацвалюте до 82,09 иены против 81,84 в пятницу. Стоимость евро составила 114,32 иены по сравнению с 113,79 иены по итогам торгов в предыдущую сессию. Таким образом, Банк Японии удержал экономику от цунами сильной иены, по крайней мере, в краткосрочном периоде.
Главная же пара валютного рынка — евро/доллар — сегодня отыгрывает другие новости. 11 марта состоялась решающая встреча лидеров еврозоны, от которой, оговоримся сразу, рынок получил ровно столько, сколько рассчитывал: в долговых проблемах наступил долгожданный просвет. Помимо договоренности об увеличении действующей «семейной кубышки» до 500 млрд евро и о создании с 2013 года постоянно действующего фонда в аналогичном размере, председатель Европейского Совета Херман Ван Ромпей огласил пакт по стабильности евро, окончательный вариант которого рынку преподнесут 24 марта. Идея пакта стабильности евро была предложена Германией и поддержана Францией. Главной мыслью соглашения является усиление экономической координации внутри еврозоны, повышение бюджетной дисциплины, сближение ставок налогов, общее повышение возраста выхода на пенсию.
Грядущие новации не замедлили отразиться в котировках европейской валюты. Евро подорожал на 0,2% с закрытия предыдущего торгового дня в Нью-Йорке — с $1,3903 до $1,3930.
Ольга Маркова
272