Газпром признали самым «непрозрачным»

Международная исследовательская организация Transparency International (TI) в своем ежегодном обзоре сектора сообщила, что российский «Газпром» является одной из самых непрозрачных нефтегазовых компаний среди мировых концернов. Обзор содержит сведения об антикоррупционных программах и стандартах, применяемых при подготовке финансовой отчетности.

 

Transparency International совместно с Институтом наблюдения за доходами (RevenueWatchInstitute) представили отчет 2011 года «Повышение прозрачности доходов нефтяных и газовых компаний». Это второй с 2008 года отчет TI и RWI, содержащий сведения о доходах компаний нефтегазового сектора. Он составлен на основе сведений, предоставленных 44 национальными и международными компаниями, располагающихся в 30 странах мира. Компании, представленные в отчете, владеют 60% мировых запасов нефти и 55% запасов газа и представляют собой 33 крупнейших компаний международного значения и 11 наиболее значительных национальных компаний нефтегазового сектора. Среди них — российские «Газпром», «Роснефть» и ЛУКОЙЛ, результаты которых и вызывают нарекания экспертов.

 

В отчете отмечено, что «Газпром» на сегодняшний день является одной из наиболее непрозрачных нефтегазовых компаний среди крупнейших нефтегазовых концернов мира. Отчет «Повышение прозрачности доходов нефтяных и газовых компаний» обычно включает сведения об антикоррупционных программах компаний, информацию об их структуре, организации, системе руководства, их партнерах, а также системах стандартов, применяемых при подготовке финансовой отчетности, говорится на сайте Центра коррупционных исследований Transparency International — Р. По итогам 2010 года российский концерн «Газпром» отнесен к числу недобросовестных компаний, у которых процент прозрачности отчетности сведен к нулю. Вместе с «Газпромом» в черный список вошли китайская CNOOC, GEPetrol Экваториальной Гвинеи и японская Inpex, пишет РБК.

 

Итоги исследования TI в какой-то степени очень показательны. По мнению аналитиков, публичные и международные компании показали лучшие результаты, нежели национальные концерны. Лидером рейтинга стала норвежская Statoil как наиболее прозрачная. Лавры первенствв в номинации «Борьба с коррупцией» получила BG Group. О России Transparency International никогда не думала хорошо — в рейтинге самых коррумпированных государств Российская Федерация занимает 154-е место из 178. Текущие выводы гласят, что несмотря на качественное улучшение антикоррупционных программ глобальным нефтегазовым компаниям необходимо продолжать борьбу с коррупцией в странах, где сконцентрированы их бизнес-интересы.

 

Вызывают удивление методы расчета и источники информации организации. К примеру, открытая публикация антикоррупционных мер, принимаемых в компании, не предусмотрена российским законодательством. По мнению ряда аналитиков, «Газпром» получил столь низкую оценку своей прозрачности просто потому, что является классическим вариантом закрытой государственной компании, которая отнюдь не стремится заявлять о своих финансовых интересах направо и налево. Однако российские компании не скрывают свою организационную структуру, бенефициаров, партнеров и дочерние компании. Как пишет RB.ru, «Газпром» с 81% и «Роснефть» с 75% значительно превосходят средний показатель по отрасли, и лишь ЛУКОЙЛ находится ниже этой черты с 50%. Лидером стала все та же BG Group, правда, поделив верхнюю строчку с австралийско-британской BHP Billiton и индийской ONGC (все по 100%).

 

Сама Transparency International заявляет, что основная цель отчета — сделать доходы нефтяных и газовых компаний как можно более прозрачными, а их структуру — открытой.

 

Таким образом, публикуя отчет, TI и RWI намерены способствовать «раскрытию и распространению информации о том, как и чем нефтяные и газовые компании платят тем странам, в которых работают. Отчет должен помочь не только самим компаниям, но и государственным регуляторам нефтегазового сектора, аналитикам и инвесторам». «Газпром», чтобы соответствовать четким критериям прозрачности TI, должен кардинально поменять отношение менеджмента к вопросам организации управления. Будет ли он это делать — большой вопрос.

 

Валентин Гридин

 

 

299