Власть, находящаяся сейчас у руля страны власть так настойчиво пополняет свои ряды представителями одного региона, причем из ограниченного круга семей, что принадлежность к ней начинает угадываться по общим признакам.
Признаки, характерные для провинциальных «вождей» времен угасания советской власти, становятся очевидными. Их пересчисляет и анализирует один из ведущих западных экспертов-украинистов и специалистов по постсоветскому пространству Тарас Кузьо в авторской колонке в Украинском тиждне.
Нынешняя власть так настойчиво пополняет свои ряды представителями одного региона, причем из ограниченного круга семей, что принадлежность к ней начинает угадываться по общим признакам. Эти признаки, характерные для провинциальных «вождей» времен угасания советской власти, становятся очевидными, если внимательно присмотреться к поведению чиновников.
1. Советский новояз: говорим одно, делаем противоположное. Советская культура очень четко проявляется в оруэлловски «новоязе» президента Януковича и лицемерии власти. В сентябре 2010 года, когда свобода украинской прессы испытывала ограничения, и лишь за месяц до местных выборов, которые состоялись с серьезными нарушениями, Янукович рассказал Атлантическому совету в Нью-Йорке, что всегда поддерживал ценности Оранжевой революции. Он постоянно повторял, что, в отличие от своих оранжевых оппонентов, «последовательный и предсказуемый» и «никогда не нарушал своего слова». Этом прямо противоречит его неоднократное игнорирование собственных предвыборных популистских обещаний и диаметрально противоположные взгляды на членство в НАТО, которое он поддерживал, будучи премьер-министром в 2002-2004-м и на которое опирался во время второго премьерства 2006 года и на посту президента.
2. Злоупотребление властью. Власть означает для них использование админресурса для обеспечения победы на выборах, доступа к финансовым источникам ради обогащения т.д. Власть не замечает вопиющих нарушений закона, если их делают «свои», и преследует за малейшие проступки «чужих».
3. Поклонение «порядку». После своего назначения на пост премьер-министра 2006 года Янукович пообещал установить «порядок» в стране. Методы, которыми он это делал (искусственное сбор конституционного большинства в Верховной Раде), заставили тогдашнего президента распустить парламент, после чего Янукович потерял власть. Однако он остался верен своим идеалам.
4. Убеждение, что «экономика важнее демократии». Оптимальную модель видят в «государственном капитализме» советского образца, который местами сохранился на крупных предприятиях Востока и Юга. Гражданам обещают высокую занятость, социальные выплаты, заработки и пенсии. Предвыборные программы Партии регионов и Виктора Януковича отводят верховенству права, свободе слова, демократии, справедливости, свободным выборам и борьбе с коррупцией скромное место.
5. Популизм. Заявления, что оранжевые политики является популистами, маскируют факт: ПР — одна из самых популистских в Украине. Предвыборные программы Януковича 2004 и 2010 годов давали экстравагантные обещания значительных социальных выплат и пенсий, налоговых каникул для малого и среднего бизнеса, низких цен на коммунальные услуги и подписания социальных контрактов с Федерацией профсоюзов.
6. Кумовство, коррупция. Власть вознаграждает друзей и наказывает врагов. Она лояльно относилась к криминальным группировкам, позволяя их членам (таким как Александр Мельник, который, по сообщениям СМИ, является одним из лидеров организованной криминальной группировки «Сейлем») быть избранными в депутаты парламента и местных советов. Представители малого и среднего бизнеса из разных регионов утверждают о возвращении рэкета — за отдельную плату «братки» предлагают «крышу». ПР пригрела многих бывших государственных чиновников, обвиняемых в злоупотреблении властью.
7. Пренебрежение оппозицией и прессой. Находясь у руля, ПР и Виктор Янукович (как в 2006-2007-м, так и с 2010 года) пытаются подкупить и шантажировать оппозицию, чтобы сделать ее лояльной, «конструктивной». Цензура на украинском телевидении возобновилась сразу же после избрания Януковича президентом. Более 500 работников СМИ в ответ организовали инициативу «Стоп цензура!» Отвечая на вопрос о пропавших журналистах в Украине для интервью The Washington Post в январе 2011-го, он цинично заявил, что «в мире исчезает много журналистов».
8. Спекуляции на вопросах, которые разъединяют общество. Эти вопросы (языки, культуры, истории, религии и т.д.) используют во время выборов ради мобилизации избирателей на востоке Украины против кажущейся «насильственной украинизации».
9. Демонстративная приверженность московскому православию. Янукович — первый президент Украины, который не пытается быть беспристрастным к различным церквям — открыто способствует УПЦ Московского патриархата и Русской православной церкви.
10. «Многовекторность». Политическая культура Януковича толкает его к построению модели управляемой демократии, а члены его окружения повторяют мантру о евроинтеграционных устремлениях Украины, не понимая, что путинизм и европейская интеграция несовместимы. Находясь в оппозиции, Партия регионов противилась вступлению Киева во Всемирную торговую организацию (ВТО) и организации совместных учений в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ); находясь у власти, она поддерживала членство в ВТО и проведение маневров в рамках ПРМ. Партия регионов — уникальная в Европе политическая сила, которая хочет сотрудничать одновременно с авторитарной партией «Единая Россия» и фракцией Партии европейских социалистов в Европейском парламенте. Янукович и Кдо сих пор не могут определиться с собственными приоритетами, пытаясь получить выгоду и из России, и из Европы. Вследствие — не получают никакой.
366