Чорновил: Януковичу нет альтернативы

Cегодня, 25 февраля, исполняется ровно год со дня инаугурации четвертого президента Украины Виктора Януковича. Один из его ближайших бывших соратников Тарас Чорновил рассказал «Экономическим новостям» о том, что смог сделать Янукович в первый год президентства и какие последствия его решений могут ожидать Украину.

 

Тарас Вячеславович, что удалось сделать Виктору Януковичу на посту президента?

 

— Не был старт настолько молниеносным, чтобы можно было сказать, что что-то конкретное заметно. Основное обещание «Покращення Вашого життя вже сьогодні» не сработало в принципе. Была утрачена динамика евроинтеграции, создан достаточно плохой имидж для страны и проблема поступления в Украину инвестиций, поскольку все мировые рейтинги сейчас не в пользу Украины. Главная проблема — коррупция — еще больше усугубилась. Запущена система оптимизации, но реформы пока не состоялись. Очевидно, что эта оптимизация до конца 2011 года даст эффект, чтобы можно было говорить о закладке базиса для экономического и социального улучшения положения в стране. Появилось понимание, что необходимо переходить к существенным реальным реформам. Поэтому первый год был годом поисков, а реальных результатов очень мало. На этот год перспективы лучше.

 

По данным Института Горшенина рейтинг Виктора Януковича по сравнению с результатами президентских выборов снизился с 48,95% до 25,8%. Сможет ли президент увеличить свою популярность среди украинцев на втором году правления?

 

— Думаю, что нет. Он может приостановить падение, если немного изменит стиль работы, в частности, поменяет для оппозиции кнут на пряник. Если немного усадит коррупцию. Не выборочно пересадит людей даже из своей команды, а просто создаст условия, чтобы коррупция не могла функционировать, поскольку сейчас она просто абсолютна. Главное, что ему сейчас портит рейтинг — откровенное жирование в тот момент, когда людям не так уж и хорошо живется. Также нужно хоть что-то сделать в экономике. И тогда его рейтинг стабилизируется.

 

Неужели Янукович не понимает, что люстры за 50 тысяч долларов и кортежи смотрятся как пир во время чумы?

 

— Эти люди живут в другом мире. Там совсем иной тип психологии. У тех людей другие требования и интересы. Если начинаешь кому-то из окружения президента что-то объяснять, смотрят как на полного идиота и не понимают, о чем идет речь. Нам не понять их, им не понять нас. Это проблема, но сегодня в Украине и в руководстве, и в базовой оппозиции не видно достаточного количества людей, которым было бы хоть немного интересно, что на самом деле происходит в стране. Все приходят на короткий срок и делают что-то для себя.

 

Опросы также показывают, что граждане отмечают среди достижений президента нормальзацию отношений с Россией и Евросоюзом.

 

— Я — не противник Януковича, потому что ему нет альтернативы. Никто другой не лучше нынешнего президента. Юлия Тимошенко не лучше, Виктор Ющенко вообще пародия на политика. Позиция граждан о стабилизации внешней политики — политологическое мнение, которое на самом деле не бытует в обществе и экспертной среде. По Евросоюзу у нас колоссальные потери и проблемы с евроинтеграцией, а восстановить утраченные позиции будет тяжело. Что касается России, то даже люди видят, что попытка идти на улучшение отношений с Россией методом максимальных уступок непродуктивна. Дело в том, что российская власть сегодня воспринимает любую уступку, как признак слабости, и дальше старается выдавить все, что можно. Все что у нас сегодня есть с Россией — провал. Да, договор по газу, который заключала Тимошенко, действительно бандитский. И когда мы уступали Севастополь, можно было требовать отменить тот договор и заключить новый без формульного метода формирования цены. Этого не было сделано, поскольку верили, что братья-россияне поступят с нами по-человечески. Видно, что Янукович сильно раздражается при каком-либо упоминании о России и в ближайшее время оно вырвется на поверхность. Отношения с Россией стали эффективнее, нежели при Ющенко, но сейчас будет их серьезное охлаждение. В основном оно отразится на экономической сфере. Очевидно, это откроет второе дыхание для отношений с Европой.

 

Для нынешний оппозиции настали не лучшие времена. Ее лидеры до сих пор не могут смириться с поражением на выборах-2010. Но сможет ли оппозиция восстановить утраченные позиции до следующих президентских выборов в 2015 году?

 

— Думаю, нет. И вообще, у сегодняшней оппозиции нет будущего. Будущее есть только у карманной оппозиции типа Яценюка или радикальная оппозиция, которая является секторальной — это «Свобода». Их результаты даже немного улучшатся. Хотя все понимают, что разница между ними небольшая. 

 

А появится ли какая-либо альтернатива сегодняшней оппозиции?

 

— Думаю, где-то в этом году или в следующем нас ждет появление новой оппозиции, которая будет создаваться на основе мощных акций, подобных Северной Африке и Ближнему Востоку. Нам этого не избежать. В Украине абсолютно аналогичная ситуация. Египет — точная копия Украины. Диктатор, при котором экономика растет, страна развивается, появляются мультимиллионеры, власть жирует, а люди беднеют. Поэтому протесты не исключены. Возможно, что это может быть не так кроваво. С этого этапа у нас начнется формирование новых оппозиционных лидеров, которые возможно что-то будут значить. Как быстро это произойдет пока неизвестно.

 

Сможет ли Янукович бросить армию против народа?

 

— Думаю, что нет. Это уже не та армия. Там не сильно довольны сложившейся ситуацией. Какой-то мелкий разгон митингов возможен. Но четко проявилась система, каким способом возникают эти очаги восстаний. Это не Майданы. Социальный бунт всегда беспощаднее, поэтому там будет лавиноподобное нарастание, в которое милиция не будет ввязываться, потому что это такие же люди.

 

Вынес ли президент для себя урок из событий арабского мира?

 

— Я убежден, он понял, что риск развития событий по такому сценарию существует. Но неизвестно, какие он сделал выводы. Из этих событий все делают разные выводы. Скорее всего, Янукович склоняется к еще большей централизации власти. А это опасно. Чем больше «закручивают гайки», тем больше вероятность взрыва. 

 

Мария Чиренко

215