Цены на кофе и хлопок в последнее время резко подскочили. Те, кто любит посидеть в кафе в мягкой, удобной, прохладной одежде и насладиться чашечкой крепкого ароматного напитка, в унынии. Неужели придется отказаться и от того, и от другого? Утешим: кофе, скорее всего, скоро опять подешевеет, а вот вкус в одежде, возможно, придется менять.
Обычно на рынках «мягких» сельскохозяйственных продуктов типа кофе и хлопка жизнь трейдеров довольно тихая. Во всяком случае, таких скачков, как на рынке зерна или свинины, не говоря уже о нефти или меди, там обычно не наблюдается. Трейдеры живут не так богато, зато долго.
Но сейчас на всех рынках сырья, энергии и сельхозпродукции творится что-то несусветное. В то время, как в развивающихся странах спрос растет, в развитых может произойти вторая волна кризиса и падение спроса. Сюда же добавляется колебание курса доллара, поскольку практически все сырье на международных рынках торгуется в долларах. Все это приводит к огромным скачкам в рыночных котировках. Цены на металлы, пищевые продукты, сельскохозяйственную продукцию достигли рекордного уровня. Недавние колебания цен на рынке сахара, например, вызвали серьезное беспокойство у трейдеров, чиновников бирж и прочих рыночных игроков. Нестабильность приводит к тому, что даже на рынках «мягких» продуктов появляются спекулянты.
Но цены на кофе и хлопок растут совсем не из-за них.
Начнем с кофе. В Колумбии в позапрошлом году урожай кофейных бобов упал ниже 8 миллионов 60-килограммовых мешков — такая вот интересная мера урожая кофе. В прошлом году тоже был низкий урожай: 9 миллионов мешков. Ожидаемого хорошего урожая и в этом году не получилось. У Бразилии, крупнейшего производителя бобов кофе, тоже наметились погодные проблемы, как, впрочем, и в тех районах Мексики, где выращивают эту культуру. Запасы «арабики» в мире упали до самого низкого уровня за последние полвека — с тех пор, как ведется статистика.
В результате цены на сырую «арабику» поднялись до $2 за фунт уже прошлой осенью, а сейчас дошли до $2,70 за фунт. Спрос пока что не падает, и вполне вероятно, цены скоро перевалят за $3, а то и дойдут до рекорда 1977 года, когда после серьезного неурожая в Бразилии фунт «арабики» стоил $3,40.
Бразильские бобы останутся дорогими и в будущем. Бразилия быстро богатеет, развивается. На ее сельскохозяйственную продукцию, особенно на сою, огромный спрос в Китае. Дорожает земля — дорожает бразильский кофе. Но зато за последние два десятилетия в мире появился новый крупный производитель кофе — Вьетнам. Вьетнамский кофе более дешевого сорта — «робуста», торгуется в Лондоне. Качество у него не слишком высокое, зато огромный объем производства, так что он подорожал не столь заметно, как «арабика».
Какое-то время любителям кофе победнее придется довольствоваться менее качественными блендами, а тем, кто не может без своей чашечки эспрессо из «арабики», выращенной в Колумбии и собранной вручную — что ж, им придется платить втридорога. Впрочем, урожай зависит от погоды, а погода, как известно, имеет обыкновение меняться. Так что будет и в Колумбии когда-нибудь большой урожай. Например, международные рыночные цены на зерновые, которые подскочили в результате российского неурожая прошлого лета, уже идут на спад.
Удорожание хлопка тоже отчасти результат неурожая — на сей раз, в Пакистане, — а также запрета на экспорт хлопка-сырца из Индии, второго по величине экспортера этой культуры после США. Индия ввела этот запрет для того, чтобы поддержать собственные текстильные компании, и он, наверно, будет временным.
Но проблемы с хлопком серьезней, чем с кофе. При существующих ценах — даже после того, как они удвоились меньше, чем за год, и достигли $2 за фунт — хлопок не очень выгодно выращивать, тем более фермерам на юге США и в Техасе. Потому что цены на многие другие сельскохозяйственные культуры выросли значительно больше. И после крайне низких, даже разорительных цен на хлопок, которые держались с середины 1990 годов до совсем недавнего времени, очень многие производители попросту перестали сеять хлопок.
На прошедшей в феврале Неделе моды в Нью-Йорке дизайнеры и менеджеры дизайнерских домов много обсуждали именно рост цен на хлопок и тот факт, что хлопчатобумажные ткани становятся слишком дорогими для массового производства одежды. Мода переходит на смесь хлопка с синтетикой и другие материалы. Но это капля в море. В том же Китае почти полтора миллиарда человек начали довольно прилично зарабатывать и постепенно смогли разнообразить свой гардероб. На этот спрос никаких урожаев не хватит. Слава богу, китайцы пока что все еще пьют чай.
Алексей Байер
273