Власти Дании не исключили отказа от национальной валюты и введения в стране евро. Вопрос о переходе скандинавского государства на единую валюту поднял премьер-министр Дании Ларс Лёкке Расмуссен.
Выступая в парламенте страны, глава правительства заявил, что «перспектива более тесного сотрудничества между европейскими странами заставляет снова обратиться к идее проведения референдума (относительно введения евро)».
«Мы не евространа в полном смысле этого слова, несмотря на то что наша национальная валюта привязана к евро», – сказал Ларс Лёкке Расмуссен, комментируя предложенный Германией и Францией Пакт о конкурентоспособности, который устанавливает единые экономические стандарты и правила для стран еврозоны. «У нас есть исключения. Но теперь мы видим новые контуры сотрудничества со странами еврозоны, которые становятся все шире и проникают все глубже и которое могло бы привести к пересмотру нашего положения относительно евро», – сказал премьер.
Впрочем, Лёкке Расмуссен тут же добавил, что никаких решений относительно евро правительство не принимало. По его заверению, любое изменение денежной политики потребует проведения референдума в стране.
«Если Дания и примет решение войти в зону евро, то это произойдет не в ближайшей и даже не в среднесрочной перспективе», – уверен главный экономист УК «Финам Менеджмент»Александр Осин. «Дания, благодаря своей сильной экономике, в еврозоне стала бы страной-донором, поэтому ей пришлось бы спонсировать экономики более слабых стран. Вряд ли датчане сейчас согласятся на это», – пояснил он.
«Но с другой стороны, в долгосрочной перспективе вхождение в еврозону может быть выгодно благодаря возможности получать более дешевые кредиты и расширять рынки сбыта», – добавил эксперт. По его словам, сильные страны вынуждены идти на спонсирование слабых ради того, чтобы поддержать собственный экспорт. «Это примерно как в России – федеральный бюджет помогает региональным, чтобы не снизилось потребление. Так же и в Европе – экономика, например, Германии не будет расти, если ее товары перестанут покупать. Поэтому датчане должны решить – жить неплохо сейчас, не платя по долгам Греции или Ирландии, или расширить рынки сбыта для еще большего роста собственного производства», – пояснил Александр Осин.
«Но сейчас датчане однозначно скажут на референдуме нет, поэтому я считаю, что вопрос вхождения Дании в зону евро лежит в долгосрочной перспективе», – сказал он.
Ведущий портфельный управляющий UFG Asset ManagementМаксим Тишин считает, что возможное вхождение Дании в еврозону не окажет серьезного эффекта на курс евро. Он напомнил, что с 1999 года курс датской кроны к евро зафиксирован на постоянном уровне 7,46 кроны за евро. «Политика ЦБ Дании, как правило, следовала решениям Европейского ЦБ, поэтому последствия перехода на евро будут носить скорее формальный характер», — сказал он.
«ВВП Дании составляет всего 1,9% от ВВП еврозоны в целом, а по параметрам бюджетного дефицита и уровня государственного долга экономика Дании находится на уровне остальных сильных государств зоны, поэтому значительного экономического влияния на еврозону это не окажет», — добавил он.
Десять лет назад Дания стала первой страной Евросоюза, граждане которой на референдуме высказались против перехода на единую валюту. Во время голосования в 2000 году против евро высказались 53,2% датчан, за – 46,8%. Таким образом, денежной единицей страны до сих пор является датская крона, введенная еще в 1873 году. Из старых стран ЕС на тот момент переходить на евро также отказались Великобритания и Швеция. Однако опрос жителей Дании в 2007 году показал, что 52% жителей страны уже не против перехода на евро. Однозначно нет евро три года назад сказали 32%, а 9% респондентов затруднились ответить.
Сейчас еврозона включает в себя 17 государств: последняя страна – Эстония – перешла на евро с 1 января этого года. До финансового кризиса новые страны ЕС (принятые в 2004 и 2007 годах) активно стремились присоединиться к еврозоне, но это удалось лишь Кипру, Мальте, Словакии и Словении.
Теперь из-за кризиса многие аналитики не исключают развала еврозоны. Так, например, как уже писал EUROMAG, в середине ноября глава МИД Португалии Луиш Амаду не исключил выход своей страны из зоны евро. Спустя всего месяц аналогичное заявление сделал спикер парламента Словакии Рихард Сулик.
495