В Украине вводится туристический сбор в размере 1% от стоимости временного проживания постояльцев. Министерство курортов и туризма Крыма обратилось к городским, поселковым и сельским советам автономии с предложением принять решение о введении туристического сбора.
Александр Лиев, министр курортов и туризма Крыма, утверждает, что туристический сбор, предусмотренный Налоговым кодексом, – это совершенно новый по качеству финансовый инструмент, который только условно можно сравнивать с существовавшими в Крыму ранее рекреационным и курортным сборами.
По расчетам министра, введение туристического сбора может привлечь в местные бюджеты порядка 150 миллионов гривен в год. Цифру получили путем умножения шести миллионов нынешних гостей Крыма на среднее время их пребывания (11 дней) и на среднюю стоимость размещения (220 гривен), поэтому она довольно условна.
Как известно, разного рода сборы с туристов и курортников практиковались всегда. В идеале справедливость их не вызывает сомнений, они применяются во всем мире. Например, в некоторых крымских приморских городах летнее население вырастает до 10 раз, что соответственно в 10 раз увеличивает нагрузки на коммунальные службы, городскую инфраструктуру, затраты на обслуживание – уборку мусора, канализацию, подачу воды, нагрузки на газовые и электрические сети, на транспорт, и так далее. Возлагать их на местное население было бы не разумно. Поэтому сборы с туристов широко применяются в городах США, уже введены в Лиссабоне, Риме, Венеции, Барселоне и Санкт-Петербурге, Берлине. В Риме, например, с постояльцев отелей классификацией до трех звезд включительно с 1 января нынешнего года берут по два евро, а с обитателей четырех- и пятизвездочных отелей – по три евро за каждую ночь.
В Каменец-Подольском, Львове, Ивано-Франковске и Мариуполе местные власти уже приняли решение о введении туристического сбора. Аналогичное решение готовится в органах власти Севастополя и Симферополя, Евпатории и Алушты.
Курортный сбор (как он назывался ранее) был введен в Украине не законом, а решением Кабинета министров и взимался в размере 10 % от необлагаемого минимума дохода граждан, то есть по 1,7 гривны. Сумма получалась мизерная, поэтому Верховная Рада Крыма, используя право автономии на установление собственных местных налогов и сборов с 2002 по 2006 годы наряду с курортным, вводила так называемый «рекреационный сбор» с фиксированной ставкой в пять гривен, которые взимались уже на въезде в Крым.
Всего за этот период в бюджеты всех уровней было собрано 14 миллионов гривен. Однако рекреационный сбор был признан незаконным и отменен. Поэтому Совет министров Крыма еще весной прошлого года выступил с инициативой о повышении ставки курортного сбора.
В проекте нового, еще только разрабатывавшего тогда Налогового кодекса, предлагалось повышение ставки курортного сбора для граждан Украины до 5-10 гривен, для иностранцев – до 20-40 гривен, что и материализовалось в известные теперь 0,5-1% от стоимости размещения по решению местного совета.
Что изменится в Крыму от того, что теперь здесь будут собирать не курортный, а туристический сбор? «Центр журналистских расследований» решил провести собственное исследование по этому вопросу.
Александр Лиев не зря подчеркивает, что намеченный сбор средств возможен только при полной детенизации отрасли курорта. Сборы с курортников всегда были очень сложными в администрировании. Например, по пять гривен рекреационного сбора, легче всего было собирать с автомобилистов на Чонгаре, Перекопе и на Керченской переправе, где им объясняли, что их автомобиль будет разбивать курортные дороги Крыма, и нужны средства на ремонт. И не заплатишь – не поедешь дальше. Поэтому там с курортников брали еще и по 10 гривен сбора с автомобиля. Сложно было объяснить это «дикарям» в палатках, пешим туристам, въехавшим в Крым на поездах и автобусах, а также хозяевам многочисленных частных пансионатов и квартиросдатчикам, которые всегда скрывали истинное число постояльцев.
Масса курортного сбора всегда зависела от активности и добросовестности его сборщиков. Учет курортного сбора вели сами сборщики, и какая доля его попадала в местный бюджет, а какая – в частные карманы, никому не известно. В Крыму были случаи, когда курортный сбор укрывали и сами сборщики, и случаи, когда его пытались собирать вообще «левые» лица, естественно, себе в карман.
Например, по итогам сезона (по состоянию на октябрь 2010 года) в Алуште было собрано с неорганизованных отдыхающих 73 тысячи гривен курортного сбора, что само по себе не так и много, но и это в 10 раз превысило показатели курортной Ялты! В курортный сезон к уплате налогов привлекли 860 граждан, которые сдают жилье в найм.
В течение курортного сезона специальная комиссия провела четыре рейда по определению домов, которые могут быть использованы как мини-гостиницы и мини-пансионаты. В результате список незарегистрированных объектов размещения пополнился 34 домами. А всего в конце прошлого года в Алуште было зарегистрировано 59 мини-гостиниц и 64 дома, которые могут быть использованы для временного размещения отдыхающих, хотя их на самом деле в несколько раз больше.
Минкурортов Крыма и Совет министров автономии уже несколько раз предлагали законодательно определить, какие именно дома должны быть зарегистрированы как мини-гостиницы. Тогда они не смогли бы уклониться ни от уплаты туристического сбора, ни от оплаты коммунальных услуг по тарифам для коммерческих предприятий.
Приказом Министерства культуры и туризма Украины летом прошлого года была создана межведомственная комиссия для определения статуса мини-гостиниц и частных пансионатов. Однако в разгар курортного сезона крымское министерство не рискнуло проводить рейды по выявлению частных домовладений, которые на самом деле являются гостиницами.
В то же самое время (октябрь 2010 года) в Ялте, которая по возможностям приема курортников значительно больше Алушты, было официально зарегистрировано всего четыре тысячи неорганизованных курортников! Поступления курортного сбора от проживающих в частном секторе, составили всего 6,8 тысяч гривен.
На заседании комиссии по рекреационному комплексу Верховной Рады, приводились данные о том, что, например, санаторий «Ай-Петри» на 700 мест уплатил за год почти 12 миллионов гривен отчислений. А рядом с ним частный крупный пансионат на 800 коек – всего 100-200 тысяч гривен.
В целом по Крыму получалось так, что 630 объектов санаторно-курортного комплекса, которые работают открыто, приносят в бюджет каждый с одного отдыхающего, включая ребенка, 277 гривен налогов, а частные пансионаты – 1,6 гривны с человека.
Эта ситуация длительные годы в Крыму является источником коррупции, ведь это значит, что частные пансионаты разницу между этими суммами вовсе не оставляют себе, но уплачивают… своей неофициальной, но всесильной «крыше». Именно об этих интересах говорил бывший министр Сергей Кириленко. Именно поэтому проблема неурегулированности статуса частных пансионатов, в том числе и по вопросам курортного (или туристического) сбора, стала такой долгоживущей. По мнению крымских скептиков, ее не удастся решить еще несколько лет…
Изменится ли ситуация в 2011 году? В этом есть большие сомнения, поскольку кроме названия сбора и его размера в курортной отрасли ничего не изменилось. Порядок регистрации частных пансионатов остался прежним и предоставляет широкие возможности для уклонения от приобретения статуса мини-гостиницы или мини-пансионата. Порядок сбора и администрирования туристического сбора не отличается от того, который применялся ранее для курортного или рекреационного сборов.
Некоторый оптимизм финансистам, однако, вселяет тот факт, что в конце прошлого года при Совете министров АРК под эгидой премьера создан Комитет по обеспечению поступлений налогов, сборов и повышению эффективности работы предприятий. Он регулярно рассматривает проблемы уплаты налогов и сборов в регионах. В нынешнем году, как сообщили «Центру» в главном управлении информационной политики СМ АРК, заседания Комитета планируется проводить ежемесячно, в том числе, выездные.
Уже в феврале 2011 года Комитет рассмотрит ход мобилизации налогов и сборов и оценит резервы для наполнения бюджетов, в том числе по администрированию туристического сбора.
Николай Семена, экономический аналитик «Центра журналистских расследований»
852