В субботу, 22 января, Украина отмечала День соборности. В этот день в 1918 году Центральная Рада универсалом провозгласила Украинскую Народную Республику независимым государством. Этот праздник является одним из символов объединения страны. Но этот, в некотором смысле политический праздник показал, что Украина, по крайней мере на идеологическом уровне, так и не смогла объединиться. Каждая политическая сила проводила свой отдельный митинг, на котором звучали одинаковые лозунги о единстве и любви к Родине.
«По сути это подорвало само значение и глубинную сущность Дня соборности. Это свидетельствует о глубоких политических противоречиях. Принципиальная ошибка власти и оппозиции заключалась в том, что с самого начала, когда принимались решения о проведении митингов 22 января, эти акции были заявлены как политические. Связано это с новым кризисом в отношениях между властью и оппозицией. Юлия Тимошенко решила использовать митинг 22 января как демонстрацию оппозиции, что и предопределило дальнейшие события. То есть, власть сначала начала противодействовать митингу Тимошенко, а потом решила провести свой параллельный. А те оппозиционеры, которые не захотели быть под одним флагом с Тимошенко, также решили провести собственный митинг», — сказал в комментарии «Экономическим новостям» руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
«Вместо соборности получился классический украинский раздор и вместо единства — разъединение. На перспективу было бы желательно, чтобы политические силы отказались от политизации акций, которые проводятся в День соборности», — убежден политолог.
Главной проблемой украинской оппозиции является ее разрозненность. Каждый оппозиционный политик говорит о необходимом единстве, которого достичь практически невозможно.
«Идея объединения оппозиции — миф. Оппозиционные силы объединяются крайне редко. Из успешных объединений, и то неполных, можно назвать только события 2004 года. Но тогда не шла речь об объединении всей оппозиции. Внутри украинской оппозиции достаточно велики различия, как идеологические, так и политические. Поэтому речь может идти, в лучшем случае, о координации действий для собственной самозащиты перед лицом власти в преддверии возможных выборов. Но в перспективе интересы оппозиционных партий отличаются. Это связано с законами электоральной борьбы и будет ли объединение под чьей-то партийной крышей или конкуренция друг с другом», — отмечает Фесенко.
Не прошло незамеченным участие первого президента Украины Леонида Кравчука в возложении цветов к памятнику Т.Г. Шевченко вместе с президентом Виктором Януковичем и премьер-министром Николаем Азаровым. Во время последней избирательной президентской кампании Кравчук активно поддерживал тогдашнего премьера. Но в субботу бывший сторонник Тимошенко на ее митинг не пришел.
«Леонид Макарович опытный и прагматичный политик. Он сделал выводы из результатов выборов президента. Кравчук поставил на победителя. Он не оппозиционер и его поддержка Тимошенко в определенный период не означает, что он стал членом БЮТ. Это была конъюнктурная поддержка. Кравчук не является политической фигурой и давно воспринимается как некий политический патриарх и не он играет, им играют. Но он решает, кто им будет играть», — подчеркнул Фесенко.
Мария Чиренко
200