Тунис: Эра передела собственности

 

Правительство Туниса разберется, как семья свергнутого президента нажила огромное состояние. Франция, Германия и Швейцария поспешили заморозить активы клана бен Али — Трабелси.

 

Тунисские власти начинают расследование законности получения различных активов бывшим президентом Зином эль-Абидином бен Али и членами его семьи. Состояние беглого главы государства оценивается почти в 6 млрд евро, а многочисленных родственников его супруги Лейлы Трабелси и того больше. Накануне суд удовлетворил соответствующее ходатайство прокуратуры, которая намерена изучить банковские счета, объекты недвижимости и другую собственность клана бен Али — Трабелси, пишет Daily Telegraph.

 

Помочь тунисцам вернуть национальное достояние уже пообещала Швейцария. Глава МИД этой страны Мишель Калми-Рэй заявил накануне, что его правительство на три года заморозит счета и сделки с собственностью бен Али и его родственников. Речь, естественно, идет только о тех активах, которые зарегистрированы официально. «Нам известно, что люди из окружения бен Али, которые занимали ключевые позиции в финансовой и экономической сфере страны, в последние месяцы несколько раз приезжали в Швейцарию. По нашему опыту мы знаем, что такие визиты могут использоваться для финансовых транзакций», — подчеркнул Калми Рэй. Позднее такие же действия предприняла Германия, сообщает «Аль-Джазира».

 

Причем, коалиционное правительство Туниса, которое так и не смогло приступить к работе из-за бойкота четырех министров, пока с просьбой о правовой поддержке ни к одной из стран-членов ЕС не обращалось.

 

Решение Швейцарии является односторонним. Подобные меры Берн предпринимал и в прошлом, замораживая счета президента Филиппин Фердинанда Маркоса, нигерийского лидера Сани Абачи и гаитянского диктатора Франсуа Дювалье (возглавившего страну в 19 лет). Последний, кстати, 16 января неожиданно вернулся на родину после 24-летнего отсутствия. Свой порыв бывший диктатор объяснил желанием помочь исстрадавшимся гаитянцам, а те пока размышляют о предъявлении экс-диктатору обвинений за прошлые «подвиги».

 

Франция спохватилась раньше Швейцарии. Через пару дней после бегства бен Али и его семьи в Саудовскую Аравию Париж поручил правоохранительным органам взять под особый контроль счета бен Али и Трабелси во избежание каких-либо нарушений.

 

Передел собственности

 

Разбежаться по миру удалось не всем родственникам Лейлы Трабелси (у нее 10 братьев и множество племянников) и бен Али. Полиция Туниса объявила, что в стране арестованы 33 члена клана. Им грозят обвинения в совершении преступлений против государства. Большинство же родственников экс-главы государства обосновалось в Саудовской Аравии (последняя запретила бен Али всякую деятельность, направленную против Туниса), а также в ОАЭ и Франции. Впрочем, официальный Париж эту информацию не комментирует.

 

Поскольку «жасминовая» революция в Тунисе не утихает, новым властям придется действовать крайне решительно. Уже можно говорить, что не самая бедная страна арабского мира вступает в новую эру — эру масштабного передела собственности. Делить есть что — только официально клану бен Али – Трабелси принадлежит несколько крайне привлекательных активов. Сколько зарегистрировано на офшоры и других лиц, пока не установлено.

 

Что делят

 

Одна из самых значимых фигур — зять экс-президента Сахер эль-Матери. В 2004 году в возрасте 24 лет он женился на одной из дочерей Зина эль-Абидина бен Али и Лейлы Трабелси и возглавил конгломерат Princesse Holding. Компания, в частности, владеет долей в компании – операторе сотовой связи Tunisiana, а в ноябре 2010 года она совместно с кувейтской Wataniya (подразделение Qatar Telecom) наметила доведение доли в Tunisiana до 50%. Сахеру эль-Матери также подконтролен первый исламский банк Туниса Ziytouna Bank, основанный в прошлом году. Princesse Holdings внесла в качестве стартового капитала в банке 30 млн долларов и получила 51% акций финучреждения. Сейчас активы Ziytouna Bank находятся под контролем Центробанка страны. Кроме того, зять беглого главы государства возглавляет автодилера ENNAKL, который продает Volkswagen, Audi, Seat и Porsche. В 2010 году ENNAKL разместил 40% своих акций на фондовых биржах Туниса и Касабланки. Сахеру эль-Матери также принадлежит крупнейшая газета страны «Ас-Сабах» и исламская радиостанция Ziytouna FM.

 

К фигуре эль-Матери даже пристально присматривались американские дипломаты. В одной из депеш, которые были опубликованы сайтом WikiLeaks, сотрудники посольства США в Тунисе писали, что бизнесмен якобы помогал герцогу Йоркскому Эндрю наладить связи с тунисскими политиками.

 

В Тунисе 30-летний Сахер эль-Матери жил на широкую ногу. У бизнесмена даже был ручной тигр, из-за чего журналисты сравнивали его с сыном экс-президента Ирака, любителем роскоши и владельцем коллекции из 1,5 тысячи автомобилей Удеем Хуссейном. Последний был убит в ходе американского вторжения в июле 2003 года.

 

Старший брат Лейлы Трабелси Белхассен владеет долей в производителе цемента Ciments de Carthage, телевизионным продюсерским центром Cactus, отелем Karthago Le Palace, долей в радиостанции Mosaique FM, а также в авиакомпании Carthago.

 

Дочь экс-президента Сирин бен Али является главой стартовавшей в прошлом году радиостанции Shems FM. Ее супруг Марван бен Мабрук управляет конгломератом Groupe Mabrouk. Его подразделение Investec является партнером France Telecom. Кроме того, Investec владеет 51-процентной долей в операторе и обладателе первой лицензии на предоставление услуг связи третьего поколения Orange Tunisie (остальные 49% принадлежат France Telecom). Племянник Зина эль-Абидина бен Али Каис владеет складами по хранению алкоголя.

 

Печально прославившийся кражей яхт во Франции племянник Лейлы Трабелси Имад является главой компании Med Business Holding, партнера французского продавца товаров для дома Bricorama. Тунисские СМИ на этой неделе писали, что Имад Трабелси убит, но официального подтверждения этой информации не поступало.

 

В любви к родине — отказать

 

Накануне стало известно, что экс-президент рассматривал возможность возвращения на родину, но премьер-министр Мохамед эль-Ганнуши посоветовал этого не делать. Опасения главы правительства, которому так и не удалось успокоить толпы разгневанных граждан, можно понять, — с момента свержения бен Али в Тунисе разгромлены 43 банка, 66 магазинов, 11 заводов. Больше всего досталось домам родственников бен Али и Лейлы Трабелси. По информации The Daily Telegraph, разграблению, в частности, подверглись особняки всех четырех зятьев бен Али и Белхассена Трабелси.

Екатерина Карпенко 374