Спасение Португалии обострит текущий европейский кризис.
Новый год, новый кризис. Не успели европейские трейдеры, политики и Центробанки вернуться в обычный режим работы после новогодних праздников, как пришлось бороться за жизнь небольшой периферийной экономики Европы.
На этот раз это Португалия. Этот сценарий до боли знаком. Вспомните Грецию и Ирландию… Доходность по облигациями растет. Правительство с пеной у рта доказывает, что их страна не нуждается ни в каком спасении. Франция и Германия перестраивают фразы о важности европейской солидарности. А политики МВФ и ЕС пакуют чемоданы и изучают расписание авиарейсов.
Не успеешь оглянуться, как дерзкие слова улетучатся и спасение начнется. Теперь это лишь вопрос времени. Однако никто не обращает внимания на более важный момент — а нужно ли спасать Португалию?
На самом деле это ужасная идея. Спасение не поможет остановить распространение кризиса, и будет следующая зараженная страна; механизм спасения — сумбур; нет никакого плана, который бы помог странам вырваться из тисков ЕС и МВФ; а явные промахи в пакетах мер делают распад еврозоны еще более вероятным. Уж лучше бы ЕС признал, что совершил грубую ошибку, приняв решение о спасении Греции, и подверг португальский долг реструктуризации.
Никто не может сказать, как долго еще сможет Португалия сопротивляться давлению фондового рынка. В начале прошлой недели доходность по облигациям заметно возросла. С тех пор она немного снизилась. Вчера доходность по 10-летним португальским облигациям составила 6,6%.
Вопрос в том, есть ли смысл спасать еще одну страну, третью страну еврозоны меньше чем за год. Нет. И вот почему.
Во-первых, это не остановит распространение долговой «заразы». После спасения Греции рынки перекинулись на Ирландию, которую в конечном итоге постигла та же судьба. А спасение Ирландии не предотвратило атаку на Португалию. Поэтому нет никаких оснований полагать, что после спасения Португалии внимание рынков не переключится на Испанию. Рынки атакуют одну страну одновременно, поскольку это наилегчайший способ быстро получить прибыль, а не потому что это единственная страна, подверженная риску. Как только процесс спасения одного государства завершается, шоу продолжается, и теперь уже в главной роли следующая, новая жертва.
В-вторых, механизм спасения выглядит, мягко говоря, неубедительно. Карательная процентная ставка еще больше усложняет путь из финансовой дыры. Ирландия выплачивает 5,51% по первому траншу, полученного в рамках программы спасения. Причина, по которой странам может понадобиться помощь, заключается в том, что они не могут позволить себе выплачивать проценты по всем своим накопленным займам. Как можно помочь таким государствам посредством увеличения их долга?
В-третьих, нет никакого плана избавления стран от механизма спасения. Доходность по греческим и ирландским облигациям по-прежнему превышает среднее значение по еврозоне, даже после спасения. И признаков снижения доходности пока не наблюдается, равно как и предвестников восстановления этих экономик. Так как же им вернуться к нормальному экономическому росту? Нельзя начинать войну без наличия стратегии выхода. И не следует спасать страну без наличия идеи возвращения рынков к нормальному функционированию.
И наконец, все промахи механизма спасения приводят к тому, что вероятность распада еврозоны повышается. Инвесторы далеко не глупцы. Они четко видят, что средства медицины, используемые ЕС и МВФ не работают. Не далее как на прошлой неделе агентство Fitch понизило рейтинг Греции до мусорного статуса. По итогам прошлого года греческая экономика сократилась на 4%, и, вероятно, сократится еще на 3% в текущем году, полагает Fitch.
Остальные страны мира восстанавливаются, а Греция застряла в рецессии, которая может продлиться даже не одно десятилетие. Как страна может привести свой бюджет в порядок и взять его под контроль, когда с каждым годом она становится все беднее?
Всем уже понятно, что ЕС совершил ошибку, когда решил спасти Грецию. Лучше бы сделали выбор в пользу дефолта.
394