В пользу того, что в нашей стране экономика работает и деньги есть, говорит хотя бы тот факт, что их крадут. Эксперты, правда, употребляют «облегченный» термин: «используют не по назначению».
Нет, господа учетчики: наши кровные, взятые властью в оборот в виде налогов с целью сделать нашу жизнь лучше, просто нагло воруют. В том числе и те, кто обещал счастье уже сегодня. Пардон, ошибся — еще вчера.
Деньги любят все. Аппетит к их количеству никогда и ни у кого не пропадает. Что ж, такова природа современного человека, если уж говорить о личностных приоритетах. Но если брать за точку отсчета демократическое правление, то имеет смысл напомнить, что в этой системе координат главенствует народ, который нанимает менеджеров — власть, которой дает и свои деньги, и полномочия ими распоряжаться, но и право спрашивать.
В Украине эта система, как ни прискорбно об этом говорить, практически не работает. Точнее, работает наоборот: назначенная нами власть только берет, не отчитываясь. Хуже того, она заставляет нас отдавать нами заработанное в количестве, которое сама выдумала. А об отчетности, то есть на что наши деньги были потрачены, — молчок. Типа, не нашего ума дело.
Власть, похоже, забывает, что она не вечна. И последние события с арестами и обвинениями предыдущих властителей должны бы стать уроком для нынешних: вечных в наших верхах нет и не будет. Время идолов прошло. И прокалываются они, верхи, на воровстве. Взять хотя бы самое простое — спорт.
Сиденья с подогревом
Сколько уже написано о подготовке нашей страны к Евро-2012! А точнее — во сколько эта радость нам обойдется. Сначала разговор шел об инвесторах, что, мол, это их головная боль — сделать нашу страну привлекательной для футбольного праздника. Нет, и мы, конечно, подсобим, но так, по-доброму, насколько денег хватит. Не вышло… Сегодня имеем то, что в имеем: достраиваем, увеличиваем, не платим или переплачиваем, ужесточаем и теряем.
Многое касается главного стадиона страны, на котором состоится финал и церемония закрытия европейского футбольного праздника.
Так, Счетная палата Украины, которая в силу своих обязанностей следит за целевым использованием бюджетных денег, то бишь за расходами, бьет в набат. Бог с ним, что в июле прошлого года затраты на реконструкцию НСК «Олимпийский» увеличились почти в два раза — до 3 млрд. гривен, — так и этих денег, оказывается, не хватает. Тут вам и невыполнение запланированных работ, и недофинансирование со стороны правительства, и, что самое интересное, подрядчик и генподрядчик строительства так и не смогли освоить уже выданные им средства. Следовательно, деньги им, строителям, дали, а они их… не освоили. В общем, работ не сделали и ни за что не отчитались. Им бы пеню в рыло, но нет. Власть молчит и терпит. А ведь деньги-то наши, народные. И сумма не маленькая — почти 800 млн. гривен. На эти деньги можно было сделать сиденья и с подогревом, и с кондиционированием.
Сегодня смета реконструкции НСК «Олимпийский» составляет уже около 4 млрд. гривен, то есть стоимость одного места для болельщика обойдется в 44 тыс. гривен, что стало рекордом для спортивных арен в Украине. (К примеру, стоимость места на «Донбасс Арене» — 29 тыс. гривен. Правда, там были деньги не бюджетные, а хозяйские. Точнее, Рината Ахметова. А он умеет спросить.) И ведь это еще не предел. По плану НСК должен вступить в строй в июне 2011 года. Есть еще время найти причины для дополнительных расходов. У власти в этом плане полная уверенность. Все-таки нас — 46 миллионов.
Правовой котел
За месяц до Нового года глава Счетной палаты Валентин Симоненко заявил буквально следующее: «Наш бюджет в связи с миллиардными суммами исков в международные юридические инстанции очень рискует. Мы на сегодняшний день столкнулись с неисполнением судебных решений в границах нашей судебной системы. Именно из-за этого как юридические, так и физические лица все чаще обращаются за правдой в Европейский суд по правам человека.
Сейчас Европейский суд принял позитивное решение только лишь в одном так называемом „пилотном деле“, которое объединяет в себе 1400 аналогичных исков граждан Украины на сумму 106 млн. гривен. И держава должна вернуть своим гражданам эти деньги. Неужели мы не могли все это сделать у себя дома? Власть либо должна изменить социальные законы и не обещать людям нереальные льготы, либо все-таки соблюдать букву Закона».
И это только вершина айсберга. В 2010 году Украине были выдвинуты материальные претензии на 213 млрд. гривен! И все потому, что за последние годы, в течение которых Минюсту выделялись десятки миллионов гривен и на проведение необходимых реформ, и на защиту интересов страны, так ничего путного и конкретного сделано не было. По скромным подсчетам, деньги в сумме около 370 млн. бюджетных гривен просто растворились.
Посмотрим, конечно, а сможет ли наш судебный аппарат эффективно работать после принятия нового Судебного кодекса.
Дорогая земля
Многие ли знают, что практически все принятые государством программы, а их за годы независимости набралось более пятисот, так и не были до конца выполнены, хотя на них шли и идут миллиардные суммы. Подобная ситуация у нас складывается и с земельными вопросами. Так, за двадцать лет мы не продвинулись в решении этого вопроса ни на йоту. Несмотря на все заявления власти — как прошлой, так и нынешней — в стране не создан один из самых важных документов в сфере земельных отношений — реестр прав на земельные участки.
То есть фактически не определены права граждан и юридических лиц, которые получили документы о правах на владение землей. Это означает, что государство так и не удосужилось обеспечить своим гражданам защиту их прав на землю. Согласно решениям органов исполнительной власти и местного самоуправления, 12,3 млн. граждан получили в частную собственность земельные участки, однако акты на право владения землей были выданы лишь половине.
Кампания по бесплатному оформлению и выдаче актов, на что было выделено 5 млрд. гривен, с треском провалилась. Аудит Счетной палаты показал неэффективность использования выделенных средств, которые были «прокручены» через шесть на скорую руку созданных коммерческих структур.
При этом 67 проц. средств так и не были использованы по назначению. В 2009-м и в первом полугодии 2010 года финансирование работ по земельной реформе было приостановлено, а выделенные на это средства были использованы на все что угодно, но только не по назначению. Такая же участь постигла и кредит в 195 млн. долларов, выданный Международным банком реконструкции и развития под программу «Выдача государственных актов на право владения землей в сельской местности и развитие системы земельного кадастра». Но Госкомзем и Минфин не создали эффективной системы управления проектом.
За шесть лет реализации проекта было использовано лишь 12 проц. от суммы кредита. А ведь проценты по нему оплачиваются регулярно. До окончания проекта осталось полтора года, но воз и ныне там, и риск, что он починет в бозе, как и другие госпроекты, а деньги «рассосутся», сохраняется. Вот вам еще один пример профессионализма украинской власти.
В общем и целом
Как видим, практически все средства, которые мы перечисляем нашим «топ-менеджерам» государственного разлива, используются далеко не так, как хотелось бы. Вроде бы и намерения хорошие, и пожелания учитываются, однако, когда деньги, и большие деньги, появляются в руках у чиновников, тот аппетит, о котором мы говорили выше, настолько возрастает, что чиновник уже ничего с собой поделать не может: он хочет, чтобы все досталось ему.
Соответственно, и делает все, чтобы никто ничего не узнал. Мы уже отмечали, что вышеперечисленное — лишь надводная часть айсберга. Есть махинации помельче, но их больше. Знаете ли вы, что на последние президентские выборы было потрачено в 2,4 раза государственных денег больше, чем на предыдущие? Почему? Нет ответа. ЦИК молчит.
Интересно бы узнать, почему всего две правительственные телеграммы окружным избирательным комиссиям с требованием финансовых отчетов обошлись налогоплательщикам в 176 тыс. гривен, то есть по 243 гривни за слово! А зачем было изготовлено 1373 дополнительных урн для голосования, на что пошло 795 тыс. гривен плюс пломб на 29 тыс.? Это лишь часть вопросов к Центризбиркому…
Мы кричим о недофинансировании культуры и образования, но и здесь, пусть и скудные, средства так и не находили применения или шли не на то, на что планировалось. Тут и 175 млн. гривен на украинское кино, которое так и не было снято, и полмиллиона гривен в квартал на развитие украинского языка, и около двадцати миллионов гривен на просроченные и никому не нужные учебники. Можно продолжать дальше, но есть ли смысл в перечисленном?
А самое плохое — мы, финансисты и кредиторы этой страны, никогда не будем знать всей подноготной властных афер: мы сами дали им иммунитет и право не отвечать на наши вопросы и игнорировать наши требования. То есть «бачили очi, що купували». Посыплем же голову пеплом?..
Сергей Ковтуненко
272