Byron Wien, один из известнейших и наиболее уважаемых аналитических центров в мире, выпустил дополнение к 26-му ежегодному «списку сюрпризов» нового года, который оказался гораздо более неоднозначным, чем предыдущий:
1. Продление сроков действия налоговых льгот Буша на фоне расширения программы выплат пособий по безработице способствовало росту настроений всех работающих американцев. Реальный ВВП будет расти примерно на 5% в 2011 году благодаря стабилизации торговли и капитальных расходов, а также увеличению розничных продаж. Безработица опустится ниже 9%.
2. Перспектива повышения дефицита федерального бюджета и растущий госдолг, наконец, начнут оказывать влияние на рынок облигаций. Доходность 10-летних трежерис приблизится к 5%, так как внешние инвесторы станут более требовательными. Спрэды корпоративных облигаций с фиксированным доходом сузятся.
3. На фоне новой волны экономического роста Standard & Poor’s 500 приблизится к старому максимуму 1500. При этом будет отмечен рост по акциям компаний большинства секторов, отставать будут только телекоммуникационный сектор и сектор коммунальных услуг. На фоне роста прибылей стоимость инвестиционного портфеля покажется низкой, и индивидуальные инвесторы вернутся на фондовый рынок впервые после начала финансового кризиса. Активность по слияниям и поглощениям возрастет, и рыночная эйфория достигнет кульминационной точки. Фондовые рынки начнут корректироваться во 2 половине года на фоне роста процентных ставок.
4. Хотя инфляция останется умеренной, цена на золото вырастет выше $1600, поскольку инвесторы по всему миру начнут вкладывать средства в то, что они считают «настоящим». Фонды национального благосостояния стран с большими долларовыми резервами также станут крупными покупателями. Хеджевые фонды будут и далее думать, что рост цен становится параболическим, и даже открывать короткие позиции по золоту, но оно продолжит расти, так что им придется их срочно закрывать.
5.Обеспокоенные инфляцией и чрезмерным ростом, китайцы решат использовать валюту в качестве инструмента политики. Они будут активно контролировать курс женьминьби, чтобы удержать рост экономики ниже отметки 10% и не допустить выхода потребительских цен из диапазона 4-5%. Эти действия рассматриваются как предвестник того, что мировая экономика постепенно перейдет к использованию валютной корзины (куда войдет и женьминьби) в качестве альтернативы доллару как основной резервной валюты.
6. Рост уровня жизни в развивающихся странах приведет к существенному повышению спроса на сельскохозяйственное сырье. Цены на зерно вырастут до $8.00, на пшеницу — до $10.00 и на соевые бобы — до $16.00. Сырье будет входить во все большее число портфелей институциональных инвесторов.
7. Ситуация на рынке жилья стабилизируется. Хотя запасы непроданных домов останутся на высоком уровне, избыток существенно сократится по сравнению с ростом в 2010. Индекс Case-Shiller постепенно вырастет, и число начатых жилищных строительств превысит 600 000.
8. Сохраняющийся спрос со стороны развивающихся стран, а также неудачные попытки введения в эксплуатацию новых месторождений приведут к росту цен на нефть до $115 за баррель. Однако повышение розничных цен на бензин не сможет заставить американцев отказаться от использования личных автомобилей, что приведет к росту продаж гибридов или заставит Конгресс усилить меры по охране окружающей среды.
9. Недовольный недостаточным прогрессом в борьбе против движения Талибан и коррупцией правительства Карзая, президент Обама придет к выводу, что, как только американские войска будут выведены из Афганистана, страна вновь станет родовым обществом, управляемым полевыми командирами. Он ускорит процесс вывода основного состава так, чтобы это можно было сделать до конца 2011. На фоне вывода войск из Ирака это приведет к тому, что Ближний Восток останется практически без присутствия западных сил перед лицом растущей угрозы терроризма.
10. Под давлением Ангела Меркель возглавит проведение финансовой реформы в Европе. Более слабые страны, которые пообещали сократить дефицит бюджетов вдвое к 2014 году, получат дополнительную промежуточную помощь ЕС (с одобрения Германии) и МВФ, если они согласятся проводить в жизнь программы экономии, повышать налоги, но при этом будут демонстрировать хотя бы скромный рост. Европейский финансовый кризис станет меньше беспокоить рынки. Принятые меры окажут положительное психологическое влияние на финансовые рынки, но навредят в долгосрочном периоде, так как это всего лишь полумеры, которые не предлагают реальных решений.
491