Великая китайская статистика

Во время экономического кризиса как никогда актуальна старая максима «хорошо там, где нас нет». В самых разных частях света люди обращают взор в сторону Китайской Народной Республики – огромной и наиболее быстро растущей экономики мира.

 

Рассказы визитёров напоминают впечатления Незнайки от Солнечного города. Там, где десять лет назад была бедная деревня, по мановению ока вырастают стеклобетонные башни. Там, где шла старая разбитая грунтовка, проложена современная магистраль. Китайцы словно нашли чудодейственное средство процветания, позволяющее выращивать невероятных размеров плоды успеха. Если бы всё было так просто…

 

Проблема в том, что мир судит о китайском благосостоянии по самым очевидным вещам – экономической статистике и реализованных масштабных строительных проектах. И виртуальная экономика, и глобальная стройка всегда удавались Поднебесной. Достаточно вспомнить, что и бумажные деньги изобрели именно здесь, и Великую китайскую стену не турки строили. Но что скрывается за очевидными вещами?

 

Начнём с экономической статистики. Баланс США в торговле с Китаем отрицательный. Вроде бы всё ясно: скаредные янки в гонке за прибылью порезали количество рабочих мест в своей стране, передали работу трудолюбивым китайцам и пожинают горькие плоды. Но если повнимательнее всмотреться в конкретные примеры, стройная концепция может накрениться.

 

Взять хотя бы знаковый товар – iPhone. На каждом устройстве гордая надпись «Made in China». Годовой вклад его в торговый дефицит США – $1.9 млрд. Страшная сумма, вроде бы. На самом деле в себестоимости устройства (около 190 долларов), китайского труда всего на 6.5 долларов. 3.5%. Львиную долю заработка забирают американцы.

 

Учитывает ли это экономическая статистика? Нет, конечно. А специалисты, вникающие в проблему, видят в отношениях США и Китая огромное количество таких нюансов. И реальное положение дел сильно отличается от популярных показателей.

 

Теперь о китайских стройках. Продолжающийся в последние годы строительный бум достиг небывалого в истории размаха. Строятся кварталы, города, районы. Возводится более 150 сверхвысоких зданий.

 

Безусловно, эта цивилизация заслужила звание великой уже за строительство самого масштабного и самого бесполезного в мировой истории оборонительного сооружения. Но если от Великой стены есть польза хотя бы в качестве туристической достопримечательности, то многие современные постройки не несут даже такой функции.

 

Основная причина китайской строительной лихорадки – не понаслышке знакомый нам инвестиционный пузырь на рынке недвижимости. Подстёгиваемые ростом цен, застройщики и местные власти в погоне за прибылью торопятся возвести бетонные квадратные метры, не обращая внимания на структуру потребительского спроса и прочие пустяки. В итоге появляются целые районы пустых домов. Без людей, без машин, без магазинов и ресторанов.

 

Впрочем, польза от этого строительства все же есть – для статистики. Каждая стройка вносит вклад в ВВП. Даже если потом дом будет стоять пустым и ненужным, он уже добавил миллион в экономику. На бумаге.

 

Неизвестно, насколько китайская статистика соответствует действительности. Отчаявшись разобраться в тонкостях социалистической реальности, Уинстон Черчилль однажды назвал СССР «тайной, завернутой в загадку и спрятанной в секрет». Современный американский профессор говорит так: «Я несколько лет потратил на изучение Китая, общение с китайцами и путешествия по Китаю. Единственное, что могу сказать определённо, – это очень большая страна».

 

Экономические показатели родом из прошлого века не могут адекватно показать современную реальность. Не имеет смысла завидовать чужим результатам. Свою экономику всё равно придется строить самим.

 

Александр Стругов

300