Пять шагов к спасению евро

Очередной саммит, еще один сумбурный компромисс. Поскольку кризис в еврозоне разгорается с новой силой, а Португалия, Испания, Бельгия и Италия оказались под тем же давлением, которое вынудило Грецию и Ирландию обратиться за финансовой помощью, ситуация требовала принятия решительных мер по защите единой валюты. 

 

И к чему пришли лидеры Евросоюза после переговоров на высшем уровне в Брюсселе? К поправке к договору длиною в две строчки. 

 

Это безумие. Вполне возможно, что еврозона не стоит того, чтобы лезть из кожи вон ради ее спасения. В своей колонке я писал о том, что она превратилась в механизм банкротства. Для периферийных стран лучше всего немедленно покинуть валютный блок, а в среднесрочной перспективе — выйти из состава ЕС. 

 

Но поскольку этот вариант ни одна страна пока не принимает всерьез, было бы вполне резонно разработать вызывающий доверие план по спасению евро. Увеличение госрасходов в Германии, удвоение размера стабфонда и принятие ясных экономических правил для еврозоны — неплохие идеи для подобного плана. 

 

«Наша решимость очевидна, — заявил президент ЕС Херман ван Ромпей в итоговом заявлении лидеров ЕС. — Главы государств и правительства еврозоны готовы сделать все необходимое для обеспечения стабильности еврозоны в целом». 

 

Сильные слова. Беда в том, что одних слов недостаточно. Когда пришло время действовать, сила этих слов оказалась равна «убойной» мощи духового ружья, в то время как нужна крылатая ракета. Всё, что смог сделать Евросоюз, — внести небольшую поправку в договор, чтобы создать постоянный антикризисный механизм в 2013 г. Длина поправки не превысила 50 слов. Робкая и неадекватная реакция на кризис. 

 

Пора становиться серьезнее

 

Если вы хотите всерьез заняться спасением евро, есть пять шагов, которые можно сделать без промедления, чтобы сохранить доверие к единой европейской валюте: 

 

— Во-первых, увеличьте госрасходы в Германии и размеры бюджетных дефицитов. Периферийным странам нужно увеличить объем экспорта. Они смогут сделать это лишь в том случае, если кто-то будет импортировать больше. Несомненно, не все дополнительные госраходы Германии пойдут на оплату экспорта из Ирландии и Греции. Немцы будут покупать корейские телевизоры, как это делают все остальные. Разумеется, немцы не любят бюджетный дефицит. Наведение баланса между расходами и доходами — одна из их национальных черт. Но либо вы хотите спасти еврозону, либо нет. Немцы должны тратить больше — без этого план не сработает. 

 

Увеличьте стабфонд 

 

— Во-вторых, удвойте размер европейского фонда взаимопомощи, который сейчас составляет Е750 млрд. ($980 млрд.). Этой суммы хватит, чтобы спасти Ирландию и Португалию, но, скорее всего, будет недостаточно для спасения Испании и уж точно — Италии. Дело вот чем: Евросоюз ведет борьбу с рынками за будущее евро. Если в заначке окажется недостаточно амуниции, у трейдеров всегда будет соблазн продолжить свои атаки. Поэтому запасайтесь патронами, господа. Рынки продолжат воевать, пока им не дадут ясно понять, что им не победить. 

 

— В-третьих, создайте евробонды. Лишь соединив долговые обязательства периферийных и центральных стран в единые еврооблигации, можно привлечь достаточно средств по разумным процентам, чтобы спасти единую европейскую валюту. Конечно, немцы и французы не хотят платить по чужим счетам. Избирателям не понравится, что собранные с них налоги уплывают за рубеж. Но пора вернуться к реальности. Германии и Франции в любом случае придется расплачиваться за долги Греции, Ирландии и Испании. Но вместе они также смогут привлечь капитал, и это будет дешевле и честнее. 

 

Перепишите договоры

 

— В-четвертых, скорректируйте европейские договоры так, чтобы правительства стран еврозоны передали контроль над своими бюджетами и налоговой политикой Брюсселю. Да, все будут жаловаться на принесение в жертву своей независимости. Но много ли экономического суверенитета осталось у Греции и Ирландии? ЕС, ЕЦБ и МВФ уже платят по их счетам и диктуют им свои условия. Для того чтобы остаться в еврозоне всем периферийным странам в любом случае придется отказаться от большей части своей автономии, так что это вполне можно сделать раньше, чем позже. Если для этого понадобится провести переговоры по новому договору, почему бы не сделать это? 

 

— В-пятых, затягивайте потуже пояса. Согласно расчетам лондонского Центра экономических и деловых исследований, Греции, Ирландии, Испании, Португалии и Италии придется урезать госрасходы на 10%, а потребительские — на 15%, чтобы остаться в еврозоне. Это больше, чем падение потребления в Великобритании на 14%, произошедшее во время Второй мировой войны. Придется пойти на суровые аскезы, поэтому лучше уже сейчас объяснить людям, как им придется понизить свои жизненные стандарты. Народный гнев непременно изольется, но не так сильно, если перестать скрывать от людей неизбежное. 

 

Разумеется, если трезво посмотреть на то, что нужно сделать, чтобы спасти евро, становится ясно, игра вряд ли стоит свеч. Немногие европейцы согласятся принять столь жесткие меры. 

 

Но гораздо лучше честно взглянуть на масштаб проблемы, чем переминаться от одного непродуктивного саммита к другому. 

 

Мэтью Линн


По материалам: www.bloomberg.com

 

269