Поскольку меры строгой экономии начинают кусаться, Западную Европу практически неизбежно ждет волна протестов и беспорядков в 2011 году, которая вполне может накрыть рынки и ослабить решимость правительств в вопросе проведения реформ, но при этом вряд ли существенно повлияет на политику.
До сих пор накал социальной напряженности по поводу финансового кризиса варьировал от стране к стране. В некоторых наиболее пострадавших нациях, таких как Ирландия или Латвия, превалирует покорность и даже апатия, а в Греции имели место уличные потасовки и даже случая со смертельным исходом.
И все же признаки растущей социальной напряженности появляются все чаще. Многие страны Западной Европы только начинают многолетние программы сокращения дефицита, и это не очень радует те государства, где ожидания росли от поколения к поколению.
Греческие демонстранты столкнулись с полицией сегодня в центре Афин, десятки тысяч вышли на улицы протестовать против мер экономии, призванных вытащить страну из долгового кризиса. Во вторник столкновения с полицией прошли в Риме после того, как премьер-министр Сильвио Берлускони получил вотум доверия.
В Британии на прошлой неделе случились самые ожесточенные столкновения за последние 20 лет, так студенты протестовали против повышения платы за обучение, в стычке даже пострадали Принц Чарльз и его супруга Камилла. В следующем году ожидаются новые протесты, так как профсоюзы собираются выступать против повсеместного сокращения расходов.
«В 2011 году скорее всего протестов будет больше, чем в 2010, особенно в таких странах как Греция и Великобритания, где общество сильно разделилось во мнение насчет того, насколько нужно сокращать расходы, — говорит Карина О’Рейлли, аналитик IHS Jane’s. — Ситуация ухудшится. Это вполне может закончиться несколькими смертями или серьезными увечьями. Такое вполне могло произойти в Лондоне на прошлой неделе. Нам просто повезло».
Пока ни одна из акций протеста в Европе не оказала существенного политического влияния. Но в некоторых странах, особенно в тех, которые находятся накануне выборов, очень беспокоятся по поводу того, что протесты заставят правительства отказаться от более активных реформ.
Президент Франции Николя Саркози смог принять пенсионную реформу, несмотря на активные протесты пане в этом году. Но в 2012 его ждут выборы, а вот Берлускони узнает отношение к себе электората уже в следующем году, несмотря на полученный вотум доверия.
Недовольные профсоюзы
«Склонность Франции и Италии к гражданским беспорядкам станет своеобразным экзаменом для их правительств, — говорит политический аналитик Nomura Аластер Ньютон. — Саркози, возможно, отделался от профсоюзов…но они недовольны, и весной во время переговоров о зарплате в частном секторе попытаются добиться своего».
В Испании выборы пройдут в 2012, а в Португалии правительству меньшинства также не хватит политического влияния для урегулирования уличных беспорядков — что в результате опять же будет тормозить проведение реформ, по крайней мере, пока рынки настроены по отношению к ней великодушнее, чем к Ирландии или Греции.
Однако в то же самое время португальские и испанские профсоюзы, а также многие другие потенциальные протестующие весьма неохотно предпринимают шаги, которые могут привести к поражению левоцентристских правительств и победе правых.
В двух западноевропейских державах, которые ждет самое сильное сокращение расходов — Греция и Ирландия -ситуация с протестами и беспорядками постоянно менялась. Находясь под пристальным наблюдением со стороны рынков, обе страны рискуют потерять международных инвесторов, если проведение реформ окажется под угрозой. Бурные демонстрации в Афинах, произошедшие в мае, когда трое людей погибло в горящем банке, подорвали доверие мировых рынков, но с другой стороны вызвали переоценку ценностей и снижение количества протестов.
Избранное в прошлом году социалистическое правительство имеет все шансы на успешное проведение реформ, но и здесь не исключена обратная реакция, которая до сих пор включала в себя в том числе и действия в духе анархистов.
Демонстрации в Ирландии были самыми масштабными в Европе, но не такими жестокими. Есть основания полагать, что выборы, намеченные в следующем году, закончатся поражением нынешнего правительства, однако оппозиционная партия Фине Гэл, кажется, настроена на сохранение существующей политики в отношении сделки с МВФ и ЕС.
«Кажется, что ирландцы в целом принимают меры экономии, — говорит аналитик IHS Jane’s О’Рейлли. — В Греции все по-другому. Есть много людей, которые просто считают, что эти меры были навязаны им извне. В Британии также многих людей не удалось убедить».
Коалиционное правительство консерваторов и либерал-демократов Британии было избрано в мае, и большинство считают, что оно проработает до конца 5-летнего срока в таком составе, отчасти потому что либерал-демократы сейчас настолько непопулярны, что ничего хорошего на выборах их не ждет.
Однако Великобритания на данный момент ощущает на себе намного менее сильное рыночное давление, чем проблемные страны еврозоны с большими дефицитами, такие как Греция или Ирландия, где некоторые потенциальные демонстранты не раз открыто заявляли, что боязнь обвала рынка облигаций удержала их от участия в акциях протеста.
Подобная динамика — вместе с появлением ядра в виде разгневанных молодых демонстрантов с весьма враждебным отношением к полиции — может оказаться плодородной почвой для зарождения протестов, если даже они и не смогут предотвратить введение мер экономии.
«Я ожидаю, что через некоторое время мы увидим беспорядки на улицах Британии, — отмечает представитель Nomura Ньютон. — Я также думаю, что количество забастовок и демонстраций работников госсектора возрастет, как только они ощутят на себе влияние сокращения расходов. Но все же в целом, мне кажется, что подобные процессы не встретят большой поддержки, и правительству удастся довести программу ужесточения до конца».
По материалам reuters.com
185