Европу, уже какой месяц, сотрясают массовые беспорядки и акции протеста. На улицы городов Франции, Италии, Ирландии выходят сотни тысяч человек.
В Украине масштабы народного гнева намного скромнее. Пожалуй, самой массовой акцией после Оранжевой революции стал митинг протеста против принятия Налогового кодекса на столичном Майдане. По некоторым данным, в отдельные дни протестовали до 25 тысяч человек.
В чем же причина такой низкой активности наших граждан? Смогут ли украинцы перенять опыт европейцев и защищать свои права более организовано? На эти вопросы для «Экономических новостей» ответили директор Института трансформации общества Олег Соскин и директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
«Люди очень пассивны, потому что они не верят, что с помощью забастовок можно повлиять на нынешнюю систему власти. Нет развитого гражданского общества. Это последствия длительной диктатуры, сначала коммунистической, а потом кланово-олигархической. Граждане не умеют бороться за свои права. Сейчас нет организующих сил, которые бы могли трудящихся выводить на забастовки. Нет мощного профсоюзного движения, которое в европейских странах играет очень большую роль. У нас профсоюзы почти полностью куплены. Также люди не понимают связи между массовой забастовкой и достижением результата, то есть считают, что не смогут достичь желаемого», — сказал Олег Соскин, добавив, что еще одной причиной сложившейся ситуации является наличие огромной теневой экономики — около 60%. Люди, занимающиеся самозанятостью не испытывают потребности консолидироваться с кем-либо в борьбе за свои права.
Схожей точки зрения придерживается и Вадим Карасев.
«В Европе массовые протесты организованы. Протестные акции имеют давние традиции и проводятся на базе сильного независимого профсоюзного движения, а в Украине это стихийные собрания. Если люди убедятся, что подобного рода протесты могут защитить их права, могут улучшить их благосостояние, то будет формироваться украинская традиция по защите трудовых интересов людей. А пока основной протестный потенциал брали на себя выборы», — отметил эксперт.
«Принятие Налогового кодекса впервые вывело десятки тысяч людей по всей стране, поскольку это бьет по индивидуальным доходам людей. Получается, что власть сама указывает путь гражданам, как надо консолидироваться. Олигархическая власть начала открытое наступление на каждого человека. А если сейчас примут еще Трудовой и Жилищный кодексы, увеличат пенсионный возраст и повысят цены на газ, народ окончательно созреет к самоорганизации, и это приведет к масштабным акциям протеста», — отметил
Соскин.
«Акции протеста, до которых доведет власть, могут достигнуть масштабов Оранжевой революции. Сегодня произошла прелюдия к этому процессу, поскольку собрались люди со всей страны независимо от политических убеждений и пришли к выводу, что у них одинаковые проблемы. Люди переваривают информацию, знакомятся друг с другом, фактически создается новая независимая сеть связей по стране. Страна стала единой. Скоро к народу присоединится и местная власть, которую Налоговый кодекс лишит значительной доли поступлений в бюджеты. Массовых выступлений против центральной власти можно ожидать уже в конце января следующего года», — уверен он.
Волна народного негодования будет нарастать как снежный ком. Похоже, что власть пока этого не осознала, и если она не откажется от выбранной политики, то еще одна революция не за горами. Однако нет гарантии, что она будет такой же мирной, как в 2004-2005 годах.
Мария Чиренко
272