Президент Виктор Янукович ветировал принятый Верховной Радой Налоговый кодекс. Свое решение глава государства пояснил тем, что этот документ не может защитить граждан от своеволия чиновников.
Это решение было одновременно и неожиданным, и предсказуемым. Но эксперты расходятся во мнении относительно мотивации его принятия.
«Янукович услышал аргументы противоположной стороны и принял решение о том, что изначально занял неправильную позицию. Это шаг навстречу малому бизнесу», — убежден директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
Схожей точки зрения придерживается и председатель Киевского Института проблем управления им. Горшенина Владимир Фесенко.
«Это не просто шаг навстречу людям, это реакция на массовые акции протеста предпринимателей и шаг по направлению к компромиссу. И не потому, что так хочется президенту. Таким способом президент пытается снять социальное и политическое напряжение вокруг Налогового кодекса и нейтрализовать акции протеста предпринимателей», — сказал он в комментарии «Экономическим новостям».
Однако противоположную позицию заняли президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой и директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
«Это демонстрация лояльности. На самом деле, это попытка отреагировать, но только формально. И говорит о том, что президент поддерживает концепцию, основные подходы, нормативные отношения, которые закладываются в этом кодексе. Но просит парламент изменить только ряд норм, которые по его мнению можно изменить. Все остальное его устраивает», — уверен Владимир Лановой.
«Вето президента — полшага навстречу бизнесу. Для целого шага необходимо было полностью ветировать Кодекс, и отправить его на доработку на следующий год. А ветировать частично и за два дня предлагать какие-то правки — это сознательно идти только на косметическую правку Налогового кодекса, а не решать проблему украинского бизнеса, как крупного, так и малого по существу. Вряд ли предпринимательский Майдан так легко «купится» на эту уловку по сути, хотя по форме это выглядит как процедурное вето», — подчеркнул Карасев.
Борьба за Налоговый кодекс продолжается. Президентское частичное вето — затишье перед бурей?
Мария Чиренко
263