В минувшие выходные в столице Португалии Лиссабоне прошел саммит НАТО. Настоящей «звездой» стал президент России Дмитрий Медведев, который предложил членам Североатлантического альянс создать совместную систему противоракетной обороны. Он также допустил возможное членство России в НАТО.
«Мы стремимся к развитию стратегического партнерства. Мы констатировали, что период охлаждения в наших отношениях завершен…Мы понимаем, что в целом система ПРО только тогда представляет ценность, когда она является универсальной», — сказал Медведев.
Однако это появившееся неожиданно дружелюбие не распространяется на отношения с Альянсом постсоветских стран.
По мнению заместителя генерального директора Центра Разумкова Валерия Чалого, укрепление отношений Россия-НАТО можно приветствовать. Это укрепляет безопасность. И Украина тоже от этого выигрывает.
Москва «со скрипом в сердце» смогла пережить вступление в НАТО стран Балтии, с еще большим «скрипом» почти принимает согласие Альянса принять в свои ряды Грузию. Но Украину Кремль никуда отпускать не хочет, даже если сам туда идет.
«В доктрине России записано, что НАТО не противник, но вот расширение НАТО на Восток представляет для нее угрозу. Она не хочет выпускать постсоветские страны из зоны своего влияния. Если эти страны становятся членами НАТО, влияние на них России будет ослабевать», — убежден директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский.
«К сожалению, вопросы только к Украине, почему она самоустранилась от своей отдельной позиции. И логично, что сегодня Россия выступает по сути как страна, к которой должны прислушиваться, в том числе и Украина, и действовать в соответствии с позицией России. Это проявление тенденции раздела сфер влияния как это понимается Россией», — комментирует «Экономическим новостям» Чалый.
Москва «почти простила» нам членство в ВТО и вряд ли серьезно отнесется к подписанным сегодня между Украиной и Евросоюзом протоколам к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Сообществом, а также предоставление ЕС Плана действий относительно безвизового режима для краткосрочных поездок Украине. Москва держит на «газовом крючке» ведущие страны ЕС и особо не волнуется о жалких потугах Украины сотрудничать с Евросоюзом. Тем более, после прихода к власти Виктора Януковича.
Если Россия четко определилась со своей позицией в отношении НАТО и членства в нем стран бывшего СССР, то Украина пока не знает, чего хочет. Принятый Верховной Радой закон авторства Януковича об основах внутренней и внешней политики не понятен с точки зрения международного права. Закрепленный в документе внеблоковый статус существует только в этом законе, политических лозунгах и умах избирателей. В международном праве такого термина нет! В этом вопросе есть еще одно «но». И это база Черноморского флота РФ в Севастополе, которая по Харьковским соглашениям пробудет там до 2042 года. А самообман власти с внеблоковым статусом видимо вполне допускает присутствие военной базы другого государства на нашей территории.
«Пребывание военной базы другого государства на территории Украины противоречит внеблоковому статусу. Это место для ведения действий на территории Украины, поэтому о внеблоковости вообще говорить как-то трудно. Есть военный нейтралитет, есть вообще нейтралитет. Поэтому на Западе даже затрудняются с переводом этого понятия. Но нейтральный статус страны должен быть признан международными организациями. Этот статус имеет гарантии. А самопровозглашенный статус никаких гарантий не несет», — подчеркнул «Экономическим новостям» Николай Сунгуровский.
«Украина должна проводить свою линию, которая обеспечивает ее национальную безопасность. Сегодня заявлено о внеблоковости, но, тем не менее, говорится, в том числе и президентом и министром иностранных дел, о продолжении активного сотрудничества с НАТО. Но возникает вопрос: почему президент Украины не поехал на этот важный саммит НАТО, который определяет многие вопросы безопасности? Это был серьезный внешнеполитический просчет Украины», — убежден Валерий Чалый.
Кроме того, база ЧФ РФ несет потенциальную военную угрозу Украине.
«В международном праве и международных отношениях если осуществляется агрессия или участие в военных действиях с территории третьей страны, то эта страна автоматически втягивается в военный конфликт. Сегодня на нашей территории есть военный контингент. И если Черноморский флот примет участие в военном столкновении, то тогда Украина становится частью конфликта и в этом есть прямая угроза безопасности Украины. Этот вопрос нужно решать. Поэтому правильно было бы демилитаризировать черноморский бассейн, а не сохранение присутствия военных баз на территории нашей страны», — сказал Валерий Чалый, добавив, что это является серьезной угрозой национальной безопасности.
Оба эксперта сходятся во мнении, что членство России в НАТО вызывает большие сомнения, особенно в ближайшем будущем.
Как тут не вспомнить о военном конфликте августа 2008 года между Россией и Грузией, которая имеет выход к Черному морю. Михаил Саакашвили «имел право» бомбить Севастополь, но он не втянул Украину в этот конфликт, и слава Богу!
Так почему же Кремль так яростно пытается не отпустить от себя Украину? Возможно, американский политолог Збигнев Бжезинский был прав, когда сказал: «Россия может быть либо империей, либо демократией, но не тем и другим одновременно… Без Украины Россия перестает быть империей, с Украиной же, подкупленной, а затем и подчиненной, Россия автоматически превращается в империю».
Мария Чиренко
284