Распространенная в последнее время практика повышения таможенной стоимости рыбы без привязки к фактической стоимости контракта и отсутствие у трейдеров возможности как-то опротестовать это решение поставило рынок в тупиковую ситуацию.
При оформлении товара сегодня распространена практика начисления «рисков несоблюдения таможенного законодательства», то есть потенциальных рисков занижения таможенной стоимости, в результате чего цена рыбы для налогообложения вырастает в несколько раз.
Математические методы начисления рисков на стоимость товара остаются неизвестными для субъектов ВЭД. Не проливает свет на этот вопрос и появившийся месяц назад на сайте таможенной службы новый проект постановления Кабмина «Об утверждении Положения о системе управления рисками в таможенной службе Украины».
В нем, в частности, говорится, что в случае необходимости таможенная служба имеет право эту информацию не распространять. Операторы рынка усмотрели в действиях чиновников попытку «легализации» схемы повышения цен. В любом случае, невозможность опротестовать назначенную таможенниками стоимость, равно как и растаможить товар по такой высокой цене, заставила импортеров искать поддержки извне. Тем более что перипетии на отечественном рынке рыбы и морепродуктов, где потребление на 70% обеспечивается импортом, не могли не волновать иностранных поставщиков.
4 ноября Норвегия, крупнейший поставщик рыбы в Украину, обратилась в комитет ВТО по определению таможенной стоимости, где подняла вопрос о правовой основе использования справочных цен вместо цены контракта на импорт рыбы.
«Норвегия подняла этот вопрос самостоятельно, но мы знаем, что другие страны имеют аналогичные проблемы в связи с существующими таможенными процедурами в Украине, в том числе и для других категорий импортных товаров»,— сказал посол Норвегии в Украине Олав Берстад.
Как стало известно из неофициальных источников, представительства иностранных держав активно проводят консультации друг с другом для совместного решения проблемы растаможки товаров в Украине. Чем может закончиться эта история и какие последствия она может иметь для Украины, еще неизвестно. Пока норвежцы ожидают ответа от украинской стороны.
«Мы ждем, что эту несправедливую и неправильную практику отменят, говорит Олав Берстад,— Если Норвегия продает Украине мороженую скумбрию по $1,73/кг, почему она должна быть импортирована в Украину по «индикативной» цене $3,68/кг? Если Украина имеет проблемы с поступлениями в бюджет, эту проблему нужно решать другим способом, а не путем игнорирования правил ВТО».
«Нигде правды не найти»,— разводят руками владельцы крупных оптовых компаний, которые вот уже несколько месяцев пока безрезультатно оббивают пороги высоких кабинетов. С началом «таможенной кампании» их продажи серьезно упали, что заставило импортеров на 30% сократить закупки рыбы. Таможня повысила в разы стоимость именно тех сортов рыбы, которые давали основной оборот, то есть рыбу массового потребления, такую как сельдь или хек. В то же время «индикативная» стоимость дорогой рыбы, объемы импорта которой в Украину незначительны, практически осталась на прежнем уровне.
Особенно показательным является пример традиционно дешевой мойвы и кильки, которые импортеры закупают в странах Скандинавии по $0,60 и $0,45/кг (CIF/ украинские порты Черного моря), а растаможивают сегодня по $1,15 и $1,50/кг соответственно. Пропорционально выросли цены в опте и рознице. Последняя надежда импортеров поддержать продажи на определенном уровне связана с новогодними праздниками, когда традиционно увеличивается потребление рыбы.
Впрочем, операторы опасаются, что нынешним повышением таможенной стоимости дело не закончится и для наполнения бюджета в будущем повысят цены в три-четыре раза, за что в конечном итоге заплатит простой украинец — увеличение платежей для таможни выжмут из кошелька потребителя.
Ольга Прокопишина
307