Доступное жилье: забота или подачка государства

Министр регионального развития и строительства Владимир Яцуба 11 ноября сообщил, что Кабмин выделил на реализацию программы доступное жилье 100 миллионов гривен. Ранее «Ощадбанк» подтвердил информацию о выделении 130 миллионов гривен в рамках этой программы.

 

Сумма в 100 миллионов гривен, о которой говорил министр, на первый взгляд, кажется существенной, ведь средства будут вкладываться в дома, уже готовые на 70% и более, строительство которых было заморожено в период кризиса.

 

Как часто бывает в Украине, к сожалению, слова расходятся с делом. Как рассказал исполнительный директор Украинской национальной ипотечной ассоциации Павел Матияш, средства были выделены только на бумаге, а в реальности их никто не видел. Кроме того, этих невидимых средств хватит только на достройку двух объектов.

 

Есть и еще одна проблема. За внешним популизмом нет не только реальных средств, но и комплексного подхода к реализации программы. 

 

«Нет взаимодействия профильных структур и серьезной государственной программы. Это должно происходить не с одним министерством, с инвесторами и крупными застройщиками, производителями стройматериалов. Необходимы прописанные прозрачные механизмы реализации программы», — отметил Матияш.

 

В вопросе строительства жилья также не стоит забывать и о застройщиках, для которых это бизнес. Часть квартир своих «недостроев» они отдадут государству, а часть выставят на свободный рынок.

 

Со своей «словесной» инициативой решения жилищной проблемы выступил и президент Виктор Янукович. Он предложил строить в городах-миллионниках целые кварталы социального жилья. 

 

Инициатива конечно благородная, особенно если учесть, что в очереди на получение жилья стоят 1,25 миллиона украинцев. Но на ее реализацию как всегда нет средств. Даже на бумаге.

 

Глава государства не «изобретал велосипед». Идея масштабных строек в 60-х годах прошлого века осенила и генсека СССР Никиту Хрущева. Но тогда Советский Союз был более-менее материально подготовлен для решения этой задачи и идеологическая подоплека молодых строителей, которые строили для себя, тоже была на высоте. Претенденты на квартиры при поддержке государства возводили для себя целые кварталы пресловутых «хрущевок». Сегодня вряд ли кто-то из очередников пойдет на стройку, даже ради собственной квартиры, да и государство, особо, не спешит реально помочь желающим даже самостоятельно построить дом.

 

Украина, имея человеческий потенциал и доступ к современным технологиям, находится в худшем положении, чем СССР в 60-е, когда полстраны было разрушено войной, а нефть на мировых рынках была дешевой. И наши граждане вынуждены ждать от государства «помощи с жильем», которую они все равно не смогут осилить материально. Выходит, что «доступное жилье» это подачка, призванная объявить: «И не говорите, что государство вам не помогает».

 

Мария Чиренко

 

265