На днях глава Госкомитета по предпринимательству Михаил Бродский сообщил в ЖЖ, что бизнесмены в своих письмах к нему просят увеличить размер единого налога в среднем по Украине до 2000 гривен. Бродский отметил, что его знакомые предприниматели, занимающиеся розничной торговлей, имеют в месяц более 20 тысяч гривен дохода, в то время как в качестве налога платят 200 гривен.
«Не слушайте грязный бред и маразм по поводу несостоятельности «единщиков». Халявщики пишущие Вам, привыкли ничего не платить, вкладывать копейки и не думать о таблице деления, не говоря уже о системе Бисмарка. А сотрудники налоговой за «крышевание» на рынках будут, безусловно, богаче в разы, а те, кого они «крышуют», как не платили так и не будут», — цитирует блог Бродского Delfi.
Председатель Госкомпредпринимательства признал, что никто не хочет платить налоги, но бизнесмены не должны забывать о других людях, которые хотят получать достойные зарплаты и пенсии.
Однако заявления Бродского несколько настораживают. Будучи крупным бизнесменом, он до своего назначения главой Госкомпредпринимательства особо не распространялся о необходимости увеличить налоги. Да и масштабы «своего дела» у него явно посолидней, чем у среднестатистических «единщиков». Наверное, поэтому для него повышение ставки в 10 раз не кажется существенной.
А вот эксперты и предприниматели, работающие на едином налоге, заняли немного другую позицию.
Предприниматель и бизнес-тренер Михаил Вейсберг отметил, что единый налог был введен как уступка малому бизнесу. Начинающим предпринимателям давали возможность «встать на ноги».
«Очень трудно войти в бизнес, если тебя сразу начинают «обкладывать» налогами и требовать сложный бухгалтерский учет. Страна сама открывает двери, чтобы люди втягивались в предпринимательство: мы вам разрешаем платить мало и не отчитываться, для того чтобы вы (бизнесмены) немножко заработали. А потом пройдет время, и вы обязаны будете отчитываться. Для этого вы сможете нанять нормального бухгалтера и перейти на обычную схему», — сказал он.
Вице-президент Ассоциации малых отелей и апартаментов Украины Роман Пономаренко считает, что ставку единого налога повысить можно, но не так, как хотят написавшие Бродскому бизнесмены.
«Единщики» готовы платить повышенную ставку, если заставят, но не 2000 гривен. Максимум ее можно повысить до 600 гривен — это оптимальная ставка. Кроме того, граничная сумма оборота должна быть увеличена до 500 тысяч грн, поскольку существующие сегодня 300 тысяч грн — не оборот. А в идеале оборот должен быть прописан в законодательстве до 1 миллиона гривен и единый налог 600 гривен», — сказал Пономаренко, добавив, что если Госкомпредпринимательства увеличит единый налог до 2000 гривен, то предприниматели будут сопротивляться.
Но украинское законодательство, по определению всех без исключения политиков и экспертов, напоминает дышло. И абсолютно благое начинание государства сразу начинает использоваться «не по назначению». Так, единый налог платят не только мелкие предприниматели, но и крупные фирмы, которые могут себе позволить такую роскошь, как полное налогообложение.
«Позорно этим форматом стали пользоваться супермаркеты и торговцы нефтью и бензином, для которых это совсем не предназначалось», — подчеркнул Михаил Вейсберг.
Наши «весьма оригинальные» законы фактически уравняли крупных нефтетрейдеров с торговцами бытовой химией на базаре. И поэтому государственным службам нужно провести масштабную проверку и реформировать систему налогообложения, а не идти по пути меньшего сопротивления — повышения ставки единого налога.
Мария Чиренко
439