Валютные войны: Украина и статус «Участник боевых действий»

 

Уже изрядно поднадоевшие нашему обывателю ведущиеся где-то далеко «валютные войны» не дают покоя экспертам, которые предрекают или опровергают участие Украины в «боевых действиях».

 

На днях исполнительный директор фонда Блейзера Олег Устенко заявил: «Мы можем констатировать, что мировой финансовый кризис, который с трудом Украина переживала в 2009 году, закончился, но с «легкой руки» различных политических деятелей, в том числе и Бразилии, появился новый термин — «валютные войны», и Украина, которая не является сильным игроком в плане мировой экономики, все равно будет испытывать колоссальное влияние таких «валютных войн».

 

«Украина, хочет того или нет, должна будет адаптировать свою стратегию к ситуации на мировых рынках, и при этом должна быть готова к тому, что волатильность украинского экспорта и, соответственно, ВВП будет достаточно серьезной и высокой в ближайшие 5 лет, и это значит, что нужно реализовывать программу реформ, о которой так долго говорили», — добавил он.

 

Однако есть и противоположное мнение. И его сторонники говорят, что Украине своих проблем хватает и «валютные войны» затронут нас не так серьезно.

 

«Основная проблема для Украины даже не столько быть втянутой в «валютные войны», сколько в слабости собственной основной валюты. Сейчас де-факто гривна во многом привязана к доллару. Это конечно неофициальная политика, но тем не менее мы видим, что Украина во многом идет за курсом доллара. У нас в основном меняется курс евро», — сказал экономический эксперт Школы политической аналитики при НаУКМА Сергей Киселев.

 

«Самая большая неприятность в том, что есть определенные предпосылки и риски для дальнейшего снижения курса гривны. Но они связаны не столько с валютными войнами, сколько с внутриэкономическими проблемами Украины, то есть, прежде всего с инфляцией, которая несколько обострилась осенью (2,9% в сентябре по сравнению с августом). Кроме того, есть определенная проблема с инвестициями в Украину. Уровень иностранных инвестиций растет, но совсем не теми темпами, которые необходимы для Украины. Некоторые изменения в монетарных агрегатах рисуют не очень радужную картину. Также актуален вопрос наших долгов. Государственный долг растет и до конца года составит около 40% ВВП. Есть увеличения валового внешнего долга. В принципе есть определенная опасность дальнейшего снижения курса гривны,- сказал Киселев, добавив при этом, что пока Нацбанку удается держать курс.

 

Эксперт также отметил, что ближайшее будущее гривны зависит и от сотрудничества Украины с МВФ. Если транши будут выделены, то риск девальвации снизится.

 

По словам эксперта, девальвация гривны может негативно отразиться на банковском секторе, который все еще работает в убыток. Большинство финучреждений показывают прибыль, однако около десяти банков, которые убыточны, делают негативной статистику по всему сектору.

 

Но власть может учесть опыт предшественников и не допустить тех же ошибок в попытках спасти гривну.

 

«Как показал опыт первой волны кризиса, очень многое будет зависеть от готовности Нацбанка. Также существует проблема коррупции, потому что у нас были нарушения, которые усугубляли кризис и вели к дальнейшему падению курса гривны. Например, были такие нарушения как во время торгов на межбанковской валютной бирже: валюта продавалась под конкретные банки. С одной стороны валюта продавалась из золотовалютных резервов, но эта продажа не вела к стабилизации курса гривны. Другое нарушение было связано с рефинансированием банков, когда эти средства вымывались из банков с помощью кредитов структурам, которые были аффилированы с руководством банков», — добавил Киселев.

 

Большинство экспертов сходятся только в одном из главных способов минимизации рисков девальвации гривны. Все они наперебой советуют правительству жить по средствам.

 

Наверное, всем экспертам можно верить, ведь они знают все в своей отрасли и четко аргументируют свою позицию. 

 

 

Чиренко Мария

353