Кто кормит Украину: миф и реальность

Ещё со времени провозглашения независимости отдельные политические силы активно начали формировать миф о том, что Украина состоит из двух неравноправных частей. Одни регионы активно работают и зарабатывают деньги для государственного бюджета, а остальные живут за их счёт. Эта концепция получила своё развитие в годы электорального разделения и противостояния «голубых» и «оранжевых» и по сей день продолжает определять мировоззрение значительного количества граждан.

 

Особенно любят пощеголять своим высокомерием представители Донбасса. Донецкая команда, основу которой составляют бизнес-олигархические круги, которые аккумулировали свои богатства, эксплуатируя промышленных рабочих Востока, не забывают периодически напоминать, кто кого удерживает. Так, недавно известный своей любовью ко всему русскому регионал Вадим Колесниченко порекомендовал всем жителям Западной Украине с уважением относиться к Востоку, потому что тот их финансирует и удерживает.

 

Годы советской, а затем региональной пропаганды сформировали у многих жителей Востока и Юга заблуждение о своей выдающейся миссии, которая заключается в прокорме «бедной Западной Украины». Между тем анализ некоторых экономических индикаторов, не говоря уже о разнице во внешнем виде населённых пунктов разных регионов страны, заставляет усомниться в правдивости таких утверждений.

 

Правда, апологеты состоятельных юго-восточных областей могут отталкиваться в своих суждениях, взяв за основу цифры валового регионального продукта. Действительно, по этому индикатору наблюдается лидерство нескольких областей с вотчины Партии регионов. Однако, пальма первенства принадлежит столице.

 

В 2008 г. валовой региональный продукт Киева составил 169 600 000 000 гривен. Тогда как в Донецкой области эта цифра составляла 117,6 млрд. грн., а в Днепропетровской — 104,7 млрд. гривен. Слабее выглядят позиции Харьковской области — 59,4 млрд. гривен, Одесской — 47 млрд. гривен, Луганской — 43 млрд. гривен, Запорожской — 42,4 млрд. гривен. Львовская область идёт за ними с цифрой 35,5 млрд. гривен.

 

Если же анализировать ситуацию по уровню ВРП на душу населения, то лидерство так же принадлежит Киеву: 61592 гривен в 2008 году. Для сравнения, следующая в списке Днепропетровская область имеет показатель вдвое меньше (30 918 гривен). ВРП на душу населения для большинства западных и центральных областей ниже среднего по Украине, а это — 20495 грн. Правда, в этой категории оказались АР Крым, Севастополь, Херсонская, Луганская, Николаевская и даже Одесская области.

 

Иной выглядит картина при анализе поступлений в общий фонд госбюджета в расчёте на одного жителя. На первом месте здесь вовсе не те регионы, которые любят акцентировать внимание на своей выдающейся роли доноров украинской экономики.

 

В 2009 г. самый высокий показатель сбора платежей в госбюджет с одного человека зафиксированы в Полтавской области — 3597 грн., второе место заняла Харьковская область — 3215 грн., а третье — Черниговская (2379 грн.). Безусловным лидером среди административных единиц является Киев — 13 383 грн.

 

В Донецкой области этот показатель достиг 1572 грн., а в Луганской — скромные 858 грн. Для сравнения, Львовская область с каждого жителя в общеукраинский бюджет-2009 отправила 1202 грн.

 

По логике вещей, регионы, которые удерживают страну, не должны получать дотации из государственного бюджета. В действительности, например, Донбасс ежегодно поглощает миллиарды гривен. То есть переданные средства в бюджет страны возвращают ему же в виде дотаций и субвенций. И виной всему угольная промышленность края, которая является убыточной и требует поддержки государства.

 

Если анализировать поверхностно, то положение дел для основных «кормильцев» страны выглядит не слишком плохо. В бюджете-2010 запланирована дотация местным бюджетам Донецкой области в размере 1837 млн грн., Луганской — 1912 млн грн. Это серьёзные, но не полные суммы, поскольку они не учитывают дополнительного финансирования угольной отрасли. Дотации же для других областей на 2010 год преимущественно находятся в этих пределах.

 

Однако, по уровню межбюджетных трансфертов (а это средства, которые безвозмездно и бесповоротно передаются из одного бюджета в другой) для населённых пунктов рекордсменом в Украине стал город Макеевка. Туда из государственной казны планируется направить 222 400 000 грн. Для сравнения, во Львов должно поступить 9,5, в Ивано-Франковск — 46,6 в Луцк — 79,8, в Тернополь — 100,4 млн грн.

 

Общий фон в борьбе за право называться финансовыми благодетелями Украины Донбассу портит его основная гордость — угольная отрасль. Дотации на неё вполне нивелируют налоговый вклад областей в общий фонд госбюджета.

 

Убыточность угольных предприятий возросла с 1,5 млрд. грн. в 2004 году до 6,9 млрд. грн. в 2009. Себестоимость тонны угля почти вдвое превышает её цену на рынке. Закрытие же неприбыльных шахт угрожает существованию большого количества населённых пунктов с моноотраслевой промышленностью.

 

Для того, чтобы удержать угольную отрасль на плаву, правительство ежегодно вынуждено прибегать к её финансовой поддержке. Размер такой дотации из бюджета в прошлом году достиг 10,8 млрд. грн., что превышает 3% государственного бюджета Украины. Поскольку почти все действующие шахты сосредоточены в Донбассе, это автоматически превращает регион из финансового донора в акцептора. Мало того, разработана программа развития угольной промышленности, которая предусматривает до 2015 г. вложения в отрасль в размере ещё почти 50 млрд. грн.

 

Если в январе-августе этого года в местные бюджеты Львовской области поступило 2,06 млрд. грн. дотаций выравнивания из государственного бюджета, то за девять месяцев текущего года в местные бюджеты Донецкой области из госбюджета уже поступило 4030 млн грн.

 

Высокий уровень валового регионального продукта и налоговых поступлений в госбюджет для нескольких областей Юга и Востока объясняется очень просто: наличием крупных металлургических предприятий и функционированием угольной промышленности. Однако, обеспечивают ли они лучшую жизнь жителям этих регионов, позволяя также содержать и кормить всю страну?

 

На тех же гигантах металлургии Украины работает около 500 тыс. рабочих. Средняя производительность их труда составляет 250 тонн в год. Тогда как в Европе на небольших экологически чистых предприятиях в сфере металлургии один работающий производит 3500 — 4000 тонн. Возникает проблема: или оставлять текущее состояние дел, или радикально модернизировать морально устаревшую отрасль. Но это грозит увольнением сотен тысяч работников и социальными катаклизмами. В результате металлургическая промышленность находится в ловушке сырьевой отсталости, лишних мощностей и алчности своих владельцев.

 

Статистика свидетельствует, что размер инвестиций в Донецкую область составил 1,58 млрд. грн., тогда как Донецкая область инвестировала за рубеж 5,9 млрд. грн. Интересно, что инвесторы из Донбасса особый интерес проявили к Кипру. Этот оффшор занимает безусловное лидерство по сумме вывезенных из шахтёрского края средств.

 

Пока олигархи собирают сверхприбыли, которые успешно вывозят за границу, местное население страдает от ужасной экологии и других социальных проблем. Так, средняя продолжительность жизни в Донецкой области на 5 лет меньше, чем в Западной Украине. Кроме того, юго-восточные регионы лидируют в печальной статистике по количеству наркозависимых и ВИЧ-инфицированных. Возникает вопрос: если жизненный уровень населения там значительно выше, и эти области не поражены «болезнью национализма», тогда почему же там такой высокий уровень проблем социального характера?

 

Однако, основной удар по самолюбию теоретиков о «кормлении» Украины наносит ситуация с продовольствием. Оказывается, что большинство регионов Юга и Востока катастрофически отстаёт от Западной Украины по производству основных видов продуктов питания. Получается, что богатые регионы не способны прокормить себя, обеспечив собственными производственными мощностями даже прожиточный минимум. Таким образом, без потребления продуктов из других областей государства они просто обречены на голодное существование.

 

Согласно утверждённой Кабмином нормы набора продуктов питания на одного трудоспособного человека, в год надо потреблять 123,4 кг зерновых и зернобобовых культур, 95 кг картофеля, 110 кг овощей, 53 кг мясопродуктов, 148,5 кг молочных продуктов и 220 яиц.

 

Единственное, чем могут похвастаться юго-восточные области — это производством яиц. Родина Януковича за прошлый год достигла по этому показателю 1600000000 штук, или 358 яиц на одного жителя. В Луганской области цифры немного скромнее — 707 млн и 306 штук соответственно. Однако, по другим индикаторам Запад уверенно опережает Восток.

 

Например, в 2009 г. Львовская область произвела 157,2 тыс. тонн мяса (61,7 кг на человека), 682,9 тыс. тонн молока (267,8 кг), 822, 6 тыс. тонн зерновых и зернобобовых культур (322,5 кг), 1504 тыс. тонн картофеля (589,8 кг), 412 тыс. тонн овощей (161,5 кг).

 

Как видим, по всем показателям область уверенно опережает нормы прожиточного минимума. Индикаторы для Тернопольской, Ивано-Франковской, Волынской и Ровенской областей тоже существенно выше утвержденных стандартов и опережают статистику Востока и частично Юга. А это позволяет говорить об экспорте избыточной продукции в регионы, где её не хватает. Кормить же приходится Донецкую, Луганскую области, а иногда и других представителей юго-востока.

 

Производство сельскохозяйственной продукции в указанных регионах не позволяет им полностью удовлетворить свои потребности. Так, в Донецкой области на одного жителя производится лишь 21,7 кг мяса, 80,8 кг молока, 96,6 кг овощей. Похожее положение дел в Луганской области, где мяса приходится лишь 24,9 кг на человека, что в 2,5 раза меньше, чем во Львовской области. Также Луганская область уступает Львовщине по другим данным: производством молока в 2 раза, картофеля — в 3,5 раза, овощей — в 1,5 раза. Не лучше положение дел для регионов-кормильцев »выглядит и сравнительно с Волынской или Тернопольской областями.

 

Таким образом, теория об отдельных трудолюбивых и богатых регионов Украины, только то и делают, что отдают заработанное другой части государства, не выдерживает критики и является ничем иным, как созданным и раскрученным мифом определённых политических сил.

1193