Еврохим ввозит продукцию без таможенной пошлины

 

Теоретически шаг правительства по снижению импортных барьеров для одной компании должен порадовать аграриев, поскольку теперь стоимость импортной селитры у самого крупного поставщика должна быть дешевле на 10,78% от таможенной стоимости. Но участники рынка и эксперты не спешат утешать сельхозпроизводителей и даже наоборот.

 

Несмотря на уступки российским поставщикам, ожидать в Украине дешевые российские удобрения не стоит. «С недавних пор цены диктует рынок. Российские компании не намерены снижать стоимость удобрений для украинских аграриев, поскольку хотят на экспорте заработать не меньше, чем на внутренних отгрузках. Тем более после снижения спроса на удобрения в России после засушливого лета»,— сказал «i» Дмитрий Гордейчук, начальник департамента АПК и химической промышленности. Он же уточнил, что доля российских компаний в сегменте азотных удобрений достаточно серьезная и компании не нуждаются в демпинге с целью завоевания рынка. Правда, нынешние прайсы российских поставщиков пока указывают на обратное. Так, селитру из России на границе можно купить по $190-200 за т, в то время как мировая цена составляет $250-255. Отечественный продукт продается ныне в среднем по 2,3 тыс. грн. за т, что без НДС эквивалентно $242 за т.

 

Справедливости ради стоит отметить, что заводы, которых напрямую коснулась экспансия российского нитрата аммония, (черкасский «Азот», северодонецкий «Азот» и в меньшей части — «Ровноазот»), на «Еврохим» как раз обижаются меньше всего. «Компания практически не демпинговала все это время, чего не скажешь о других игроках. Например, «Уралхим» не гнушался антиконкурентными методами захвата рынка»,— вспоминает представитель одного из украинских производителей селитры.

 

Судебные разбирательства по ограничениям на российский нитрат аммония — история двухлетней давности. Де-факто российская селитра с весны прошлого года поставляется в Украину без ограничений. Вследствие этого доля импортеров на отечественном рынке планомерно росла. В этом году она превысит 30%. Так, по данным «Госвнешинформа», объемы поставок в этом году вырастут более чем на 100 тыс. т — с 241,33 тыс. т в 2008 г. до 340,58 тыс. в 2010 г. Объемы потребления нитрата аммония в Украине сейчас составляют не менее 1,3 млн. т. Это значит, что треть купленного удобрения имеет российские корни. В структуре импорта «Еврохиму» принадлежит 33,1%. Компания поставляет самые большие объемы селитры в Украину.

 

Летом прошлого года руководство компании рассказало о планах по захвату рынка Украины. Согласно этим намерениям, «Еврохим» в одиночку претендовал на долю в 30%. И эта стратегия удалась бы, если бы не контрмеры украинских производителей, в частности, черкасского «Азота». Заводу пришлось путем демпинга отвоевать контракты на поставку селитры, чтобы удержать контроль над рынком. Ныне «Азот» уменьшил свою долю во внутренних поставках с 50% до 40% и даже пошел на снижение производства селитры в этом году.

 

Неизвестно, какой была бы доля российских поставщиков сейчас, если бы не российская внутренняя политика обеспечения села удобрениями. В этом году осенью рынок удобрений спасло от нашествия российской селитры лишь то, что экспорт был более привлекателен, а правительство России потребовало от химиков обеспечить собственных аграриев под сев озимых в полном объеме и по «старым» ценам. Кроме того, им была поставлена задача — обеспечить доставку удобрений в самые пострадавшие регионы без промедлений, чтобы не подорвать осеннюю и весеннюю посевные кампании.

 

Украинские химики незамедлительно воспользовались политической ситуацией в России. В результате о влиянии отмены пошлины уже никто не говорит. Наоборот, наши производители ожидают уже зимой следующего года, что некоторые поставщики откажутся от экспорта в Украину, что повысит отпускную стоимость селитры на отечественных заводах. «Это отнюдь не приведет к обвалу цен. На это, пожалуй, не стоит рассчитывать аграриям»,— говорит представитель химзавода. Он обещает сельхозпроизводителям лишь одно — стоимость селитры не превысит 2,5 тыс. грн. за т. «Какой бы ни была мировая цена, мы понимаем, что это тот предел, который наш фермер преодолеть не сможет в силу низкой платежеспособности»,— спрогнозировал он.

 

Наталия Стецун

 

280