Четыре фактора «за» новый мировой кризис

Экономические эксперты и финансисты предупреждают о надвигающейся второй волне мирового финансового кризиса, которая снова угрожает накрыть развитые экономики. И если на предсказания первой волны кризиса реагировали с некоторой долей безразличия и уверенностью, что все обойдется, то теперь можно учесть печальный опыт конца 2008 года и с уверенностью заявить: «Предупрежден — значит вооружен».

 

После появления этих ужасающих прогнозов, возникли два вопроса: «Может это очередное нагнетание?» и «Вынесли ли мы уроки из прошлого и сможем ли ими воспользоваться в случае чего?».

 

Даже не интересующийся экономикой человек за последние полгода хотя бы раз слышал о масштабных забастовках во Франции и Греции. Также во всеуслышание передавались положительные вести с мировых фондовых площадок. Еще и Германия вселяет надежды сокращением безработицы и ростом экспорта продукции своего гигантского автопрома. 

 

Однако не все так хорошо, как может показаться на первый взгляд и заявления о второй волне кризиса вполне могут стать реальностью. 

 

Соответствующей точки зрения придерживается и руководитель Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.

 

«Нынешнее восстановление экономики после мирового финансового кризиса происходит достаточно противоречиво. Это наблюдается по колебаниям валютных курсов, по экономической политике стран. Особенно крупные страны не спешат сворачивать программы фискального стимулирования, о чем раньше говорилось как о факте, который нужно делать, но и в связи с проявлением новых проблем. Поэтому на сегодняшний день когда речь идет об угрозе второй волны кризиса это как правило связывается с ситуацией в государственных финансах многих стран и с возможностью появления новых пузырей на тех или иных рынках, которые воспользовались финансированием, в том числе, государства. Идет рост экономической активности, образуется, образно говоря, пузырь за счет в том числе и государственных облигаций, и других инструментов заимствования. Есть еще и третий фактор — ожидается, что возрождение Китая, Индии и других стран, которые были менее задеты кризисом, оно тоже не будет таким полным, чтобы потащить за собой всю мировую экономику. Четвертый риск заключается в том, что в условиях такой неопределенности многократно увеличивается цена ошибок в экономической политике. И экономическая политика может стать самостоятельным фактором, который либо приведет к улучшению ситуации, либо наоборот — произойдет обострение проблем», — отметил эксперт. 

 

Он добавил, что одним из характерных инструментов нынешней экономической политики являются валютные войны. Но целый набор рисков, который с ними связан, является довольно серьезным.

 

«Но на сегодняшний день пока тяжело однозначно сказать, что будет волна кризиса с учетом того, что эти риски  накапливаются, но с другой стороны есть и определенные положительные тенденции. Поэтому ситуация характеризуется неопределенностью и противоречивостью. А там где неопределенность и противоречивость, там всегда есть место проблемам», — подчеркнул эксперт.

 

Не стоит также забывать, что экономика США, которая является родоначальницей кризиса и валютных войн, находится в довольно тяжелом положении. На протяжении десятков лет в Штатах фиксируется дефицит госбюджета и платежного баланса, отмечает эксперт. Экономика США давно перешла из разряда национальной в разряд мировой, а доллар стал доминирующей валютой. И поэтому наблюдается сумятица в международных институтах, таких например, как Большая двадцатка. Эксперт отмечает, что конфликт экономик США и Китая является не только делом двух стран, но и  делом практически всего мирового хозяйства. И на это противостояние будут иметь свой взгляд и другие страны, которые будут высказывать свою точку зрения через мировые институты. 

 

По словам Бураковского, ситуацию осложняет и проблема финансового дисбаланса в мировой экономике. В частности, одни страны должны стимулировать свой экспорт, а другие — увеличить потребление и сократить экспортное присутствие. 

 

Вторая волна кризиса заденет и Украину, экономика которой во многом зависит от экспорта. Чтоб избежать больших потерь, инвесторы должны прибегнуть к мерам, которые зачастую будут являться весьма болезненными.

 

«Надо просмотреть те риски, которые есть на данном конкретном рынке и постараться быть к нему готовым. Необходимо задуматься о реструктуризации бизнеса, замораживании программ, выходе из бизнеса. Если речь идет в целом, то, как показал минувший кризис, выживает более эффективный бизнес. Поэтому, как это не банально звучит, речь идет об инновациях бизнес-процессов и организации труда, маркетинговых стратегиях. Надо реально связывать свои затраты с эффективностью бизнеса, в том числе и в плане оплаты труда и внутрикорпоративных расходов», — подчеркнул Бураковский.

 

Существует множество рецептов выхода из различных по масштабу кризисов, которые, к сожалению, не имеют 100%-й гарантии. Остается надеяться, что акулы экономики и бизнеса, как мирового, так и местного масштаба, не наступят на грабли 2008 года выпуска.  

 

 

Мария Чиренко

534