Уже ни для кого не секрет, что государственные мужи намерены экономить на благосостоянии простых граждан.
Сегодня это очевидно даже для закоренелого оптимиста. Но очередная инициатива сражает наповал своей особой циничностью: в ближайшее время высокие чиновники планируют сократить (с двенадцати тысяч до одной) число предприятий, оказывающих административные услуги. Как заявил первый вице-премьер Андрей Клюев, такое поручение ему дали премьер Николай Азаров и Президент Виктор Янукович.
Не все готовы стоять в очередях…
Что же такое административные услуги? Это выдача разрешений, лицензий, сертификатов, удостоверений. А также проведение регистрации — например, субъектов хозяйствования, транспортных средств, имущественных прав. Все эти услуги (их в Украине сейчас свыше 600) предоставляются госучреждениями, но желающие могут обратиться и через коммерческих посредников.
Возникает закономерный вопрос: если эти структуры были на самом деле невостребованными и никому не нужными, как они умудрялись работать до сегодняшнего дня? Опять же: у тех, кто предпочел обратиться в такую организацию, а не в госучреждение, наверное, была своя логика. Например, далеко не все жаждут стоять в очередях в госучреждениях — куда проще проделать все формальности через посредника. Да, безусловно, обойдется в несколько раз дороже, но если человек ценит свое время и нервы, то это его право.
К чему приведет тотальное закрытие структур, оказывающих административные услуги, предсказать нетрудно. Ведь это прекрасно отлаженный механизм пополнения как бюджета страны, так и… личного бюджета госчиновников.
На биржах и сейчас аншлаг
Уволенные служащие из 11 тысяч админучреждений, понятное дело, вынуждены будут искать другую работу. Даже если в каждом — всего по десять сотрудников (что маловероятно), то реестр безработных страны пополнится на 110 тысяч человек. 110 тысяч семей, в которых один из кормильцев станется «за бортом». А между тем административная сфера не относится к той категории, где специалистов ищут днем с огнем. Скорее всего, многим из потерявших работу придется либо переквалифицироваться, либо годами прозябать в рядах безработных. Впрочем, похоже, высокие чиновники о такой перспективе даже не задумываются. Мысля о благе народа, они забывают, что те, кто благодаря «полезной» реорганизации окажется на улице, — тоже народ…
Кстати, в Государственном центре занятости было зарегистрировано почти 100 тысяч вакансий, а на учете — около 500 тысяч (хотя реальные цифры в разы больше) соискателей. В сентябре 2010-го официальный уровень безработицы повысился на 0,1%. Перспективы на будущее и того хуже: в 2011 году официальную безработицу прогнозируют на уровне 7,6–8,1% от всего количества украинцев.
В таких реалиях пополнение армии безработных бывшими тружениками предприятий по предоставлению административных услуг выглядит как издевательство…
Не хватает сварщиков и «айтишников»
А кому же в Украине если и не жить, то хоть работать хорошо? По рейтингам, самые востребованные профессии в Украине — менеджер по продажам, экономист, рекламный агент. Лучше всех живут IТ-специалисты: спрос на них уже лет пять стабильно высок, заработки часто выше среднего.
В остальном нельзя верить всему, что попадает в рейтинги кадровиков. Одна из причин высокой популярности, например, менеджеров по продажам — «текучка» кадров и крайне низкая отдача от подобной работы: платят мало, ставок практически нет, официально никто не трудоустраивает, зато требования огромные. На самом деле украинский трудовой рынок больше нуждается в узких, но опытных специалистах, которых мало. Постоянный спрос, к примеру, на фрезеровщиков, токарей, слесарей, сварщиков.
— Не падает спрос на строителей. В этой сфере, несмотря на кризис, стабильно требуются специалисты. А вот в банковских и медицинских учреждениях спрос достаточно средний, — говорит директор рекрутингового агентства Виктория Погорелая.
Как бы ни были востребованы рабочие специальности, они продолжают считаться непопулярными, потому что низко оплачиваются. На слесарей учиться идут неохотно и от безнадежности, трудоустраиваться приходится нередко на чахнущих госпредприятиях.
288